Разделы

Бизнес Законодательство Цифровизация Импортонезависимость

SAP без предупреждения отключает техподдержку российским пользователям

В январе 2023 г. SAP намерена отключить россиян от своей техподдержки, прикрываясь восьмым пакетом антироссийских санкций ЕС. Он запрещает оказывать российским физлицам и юрлицам консалтинговые услуги в сфере ИТ. SAP посчитала, что именно этим ее техподдержка занята, по крайней мере, частично. Контракты на оказание поддержки она разрывать не станет.

SAP не подаст руку помощи

Немецкая компания SAP с января 2023 г. закроет россиянам доступ к техподдержке, пишет Tadviser со ссылкой на источник, приближенный к российскому офису компании. За счет столь скорого отключения техподдержки компания лишила россиян возможности без авральной спешки решить вопрос с переходом на решения конкурентов, в том числе и отечественные.

Для российских клиентов SAP отлучение от техподдержки, вполне может означать, помимо прочего, отсутствие возможности размещать заявки на решение возникших у них проблем.

В России SAP работает через свое подразделение SAP CIS, оно же SAP СНГ.

Все было известно заранее

По информации Tadviser, прекращение распространения техподдержки SAP на российский рынок, когда о нем будет объявлено официально, окажется неожиданностью исключительно для ее клиентов. Российский офис компании уже осведомлен о грядущем «блэкауте». Штаб-квартира компании уведомила его в декабре 2022 г. (более точная дата поступления сообщения не установлена).

sap600.jpg
Антироссийская кампания SAP набирает обороты

Впрочем, в теории, догадаться о намерениях SAP, с учетом того, что это немецкая компания, можно было заранее.

В октябре 2022 г. Евросоюз принял восьмой и предпоследний на момент выхода материала пакет своих антироссийских санкций, с которым и связан новый не менее антироссийский шаг SAP. Очередные ограничения, утвержденные с целью усложнить жизнь россиянам, включают запрет на оказание консалтинговых услуг в сфере информационных технологий. Это распространяется как на физических лиц, так и на компании (юрлица).

SAP не является консалтинговой компанией. Но это не помешало ее головному офису разглядеть в своей же техподдержке элементы консалтинга.

Частичные ограничения

Речь в данном случае именно об элементах консалтинга. Едва ли можно отнести к консультациям распространение новых версий программного обеспечения и тем более патчей безопасности, которые нацелены исключительно на устранение брешей в «дырявом» ПО.

На это указывает и собеседник издания, приближенный к представительству SAP в СНГ. По его словам, апдейты для ПО, равно как и заплатки для систем безопасности SAP продолжит исправно поставлять российским клиентам.

Более того, специально для этих нужд SAP собирается открыть отдельный веб-ресурс, предназначенный исключительно для россиян. Чем обусловлена необходимость такой «сепарации», неизвестно.

На момент публикации материала SAP официально не заявляла о грядущем прекращении поддержки российских пользователей. Информация о том, что она все же оставит им доступ к патчам и обновлениям подтверждения не имела, как, впрочем, и опровержения.

Ответные санкции

По словам источника издания, контракты на оказание поддержки российским клиентам SAP разрывать не намерена. При этом новые грядущие ограничения едва ли пойдут вразрез с прописанными в них условиями, поскольку в них не перечислено, что именно входит в понятие поддержки.

В связи с этим вероятность утонуть под лавиной судебных исков для SAP минимальна. Однако риск необходимости явиться на заседание в российский суд по такого рода жалобам остается.

Возможен и другой исход. Отказав россиянам в части услуг, скидку по договорам SAP им не предоставит, утверждает источник издания. На фоне этого, клиенты, не желая платить полную стоимость за урезанную услугу, вполне могут сами разорвать контракт и найти новых поставщиков услуг консалтинга. Это могут быть, в том числе, и экс-работников SAP СНГ, в настоящее время трудящихся в других компаниях.

Как SAP уходила из России

SAP покидает российский рынок с несвойственной немцам медлительностью. Процесс начался еще в первых числах марта 2022 г., и на 16 декабря 2022 г. не завершился. По плану компании, все должно закончиться не позднее 31 декабря 2022 г.

Как внедрить ИИ в промышленную инфраструктуру

В начале весны 2022 г. SAP остановила продажи на российском рынке и заодно затормозила все переговоры о сотрудничестве с российскими клиентами. На тот момент в России у нее насчитывалось около 1500 клиентов. Скольких она растеряла за прошедшие с того периода девять месяцев, не сообщается.

Отвернувшись от России, SAP не посчитала нужным отозвать из российских судов иски своим местным клиентам и партнерам. Например, в конце июля 2022 г. она через суд заставила своего партнера «АСАП софт» выплатить ей 73,2 млн руб. Сумма включает основной долг в размере 66,5 млн руб. и неустойку в 6,7 млн руб.

В сентябре 2022 г. стало известно о подготовке SAP к грандиозной распродаже своей техники, используемой в России. Это в первую очередь серверы, коммутаторы, системы хранения данных и пр. По имеющимся данным, каталог «железа» насчитывает 3500 позиций. В числе потенциальных покупателей на сентябрь 2022 г. значился «Ростелеком».

Почему премиальная поддержка «1С» становится преимуществом для заказчика?
цифровизация

Параллельно со всем этим российский офис SAP за весь 2022 г. пережил несколько волн сокращений штата. На начало 2022 г. в «САП СНГ» и «САП лабс» трудилось в сумме около 1300 человек, сообщает источник издания. По его словам, около 400 из них релоцировались в другие страны, в том числе на фоне событий, развернувшихся в России после 21 сентября 2022 г.

Как пишет Tadviser, российский офис SAP может в течение длительного времени работать в «спящем режиме» даже после того, как компания окончательно уйдет из страны. В чем это будет выражено, неизвестно, но основная причина «спячки» – необходимость закрыть несколько вопросов юридического плана.

Евгений Черкесов