Разделы

Наука

Проверено: "Колумбию" мог погубить удар пены

Специальные стендовые испытания, проведенные в рамках расследования причин катастрофы шаттла "Колумбия", показали, что в результате удара о крыло блока теплозащитной пены, оторвавшегося от топливного бака при выведении шаттла на орбиту, вполне могла образоваться трещина, которая впоследствии и стала причиной гибели корабля.
В ходе эксперимента кусок пены весом 0,8 кг выстреливался из газовой пушки в переднюю кромку полномасштабной модели крыла шаттла на скорости около 530 миль в час (ок. 853 км/ч). Этот эксперимент воспроизводит случившуюся на взлете "Колумбии" ситуацию, когда кусок пены, оторвавшийся от топливного бака, врезался в крыло корабля на примерно такой скорости.

Результаты эксперимента, о котором сообщил официальный представитель комиссии по расследованию прошлым вечером, оказались неутешительными. В результате удара в крыле образовалась трещина длиной около полуметра, толщина которой составляла свыше 0,6 см.

Правда, материал крыла в ходе эксперимента был иным: вместо покрытия из «углерод-углеродного» материала RCC (Reinforced Carbon-Carbon) оно было сделано из стекловолокна. Поставка необходимых панелей из RCC ожидается в ближайшее время, и они будут использованы в последующих экспериментах. Но стекловолокно более ударопрочно, чем RCC. Вполне возможно, что подобный удар в более хрупкий, чем стекловолокно, материал, такой, как RCC, вызовет серьезные разрушения или даже расколет его вдребезги. Однако один из членов комиссии пояснил, что основная цель проведенного эксперимента - калибровка механизма тестирования, определение необходимой скорости и угла столкновения (в данном случае он составлял 20 градусов). Эти задачи можно решить со стекловолоконной моделью крыла, не расходуя дорогостоящие образцы панелей из RCC.

«Газинформсервис» выводит на рынок свой SOC. Какие перспективы?
Безопасность

Можно предположить, что образование трещины - более обещающий для хода дальнейшего расследования результат, чем расколотая панель. Члены комиссии обращают внимание на то, что "Колумбия" вошла в атмосферу над Тихим океаном далеко к западу от побережья Калифорнии, а разрушилась только над центральными районами Техаса - это означает, что трещина была изначально небольшой и прогрессировала она относительно медленно. Однако раскаленный газ при температуре, в три раза превышающей температуру струи реактивного двигателя, устремился внутрь конструкции и сделал свое дело. В принципе, комиссия уже пришла к мнению относительно того, что причиной гибели шаттла стало разрушение его левого крыла, а также того, что при взлете именно в это крыло на огромной скорости врезался кусок пеноматериала с топливного бака. Но чтобы связать эти факты воедино, необходим ряд экспериментов.

Источник: по материалам газета New York Times.