Разделы

ПО Софт Техника Импортонезависимость

Неожиданные последствия санкций. Россиян завалило отечественным ПО. Впереди «отмирание и борьба за выживание»

Российские разработчики ставят рекорд за рекордом в стремлении импортозаместить иностранное ПО. В стране насчитывается как минимум 19 дистрибутивов Linux, пять офисных пакетов, три национальные мобильные ОС и пр. Потребители начинают жаловаться на переизбыток предложений и сложность в выборе нужного ПО. Старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов отметил, что российскому рынку ПО скоро «придется пройти долгий путь выживаемости и отмирания тех историй, которые не найдут своего клиента».

Слишком много импортозамещения

В России образовался переизбыток отечественного программного обеспечения, заявил старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов, пишет «Коммерсант». Потребители столкнулись с невероятно широким выбором программ и платформ, что стало следствием событий, развернувшихся у западных границ России 24 февраля 2022 г.

Начиная с конца февраля 2022 г. Россию покинули десятки ИТ-компаний, среди которых немало и разработчиков ПО. Наиболее заметным для рынка стал уход Microsoft, SAP, Oracle, Adobe. Отказ каждой из этих компаний навлек на россиян массу трудностей, поскольку софт этих компаний многие из них использовали в работе десятилетиями.

Чтобы восполнить внезапно образовавшуюся пустоту, российские разработчики начали усиленно работать над созданием новых и развитием имеющихся отечественных программ на замену более недоступных иностранных. Из слов Кирилл Меньшова следует, что они «слегка» переусердствовали.

Больше – не значит лучше

Вице-президент «Ростелекома» обратил внимание общественности на то, что в настоящее время в стране числится, по меньшей мере, 19 дистрибутивов Linux. Это и Astra Linux, и «Альт», и «Ред софт», и менее известные и популярные сборки.

Превалирование предложения над спросом не всегда благоприятно влияет на рынок

Систем виртуализации, разработанных в России, Кирилл Меньшов насчитал 13. Наиболее известные из них – это «Брест» от разработчиков Astra Linux, zVirt компании Orion Soft, VeiL VDI (НИИ «Масштаб»), «Ред виртуализация» (разработчик – «Ред софт») и «Альт сервер виртуализации» компании «Базальт СПО».

Также Кирилл Меньшов упомянул три национальные операционные системы. Это в первую очередь «Аврора», в 2019 г. переродившаяся из Sailfish Mobile OS Rus. На ее развитие власти хотели выделить 22 млн руб., но отказались от этой затеи.

Также в реестре отечественного ПО в категории «Мобильные ОС» числятся системы «РОСА мобайл», Astra Linux Mobile (режим функционирования ОС Astra Linux Special Edition, адаптированный для работы на сенсорных экранах смартфонов, планшетов и других мобильных устройств) и Navitel Embedded Linux.

В скором будущем мобильных платформ в реестре может стать еще больше. Как сообщал CNews, в конце 2022 г. «Яндекс» и VK (ранее Mail.ru Group) объявили о начале совместной разработки новой ОС, которую они намерены собрать в течение года.

При этом Меньшов не упомянул наличии выбора и в сегменте российских заменителей Microsoft Office. Покупателям доступны как минимум продукты «Мой офис» компании «Новые облачные технологии» и «Р7 офис» группы «Р7», а также офисный пакет AlterOffice за авторством «Алми партнер» и «Циркон-офис» предприятия «Свемел».

Выживает сильнейший

Комментируя столь широкое разнообразие отечественных программ, в которых неподготовленный пользователь может запутаться, Кирилл Меньшов сказал: «Очевидно, что нам придется пройти долгий путь выживаемости и отмирания тех историй, которые не найдут своего клиента».

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Также он прокомментировал стремление многих разработчиков не ограничивать себя одними только российскими клиентами, а поскорее выйти на глобальный рынок. «Говоря о вопросе выхода на зарубежные рынки, я вижу очень большой риск в том, что мы размажем наши усилия и инвестиции, а в итоге продукт не будет иметь успеха в силу распыления ресурсов», – сказал вице-президент «Ростелекома».

«Несмотря на широкий спектр предлагаемых программных продуктов, далеко не все из них совместимы друг с другом и при решении задачи практического применения российского ПО многие продукты оказываются за бортом действующих информационных систем. В этой связи на первое место выходят разработчики, которые заранее озаботились обеспечением широкого технологического партнерства и созданием собственной экосистемы», – сообщил CNews Роман Мылицын, руководитель направления перспективных исследований ГК «Астра».

Очевидное трудно не заметить

На то, что в России стало избыточно много отечественного софта, обратил внимание и директор по цифровизации и информационным технологиям «Т плюс» Борис Макевнин, пишет «Коммерсант». По его словам, за годы своей карьеры он работал с двумя BI-системами, но в последние месяцы все изменилось. «За прошлый год у меня уже десять писем с разного рода предложениями по поводу BI-систем. Здесь нам немного сложно сделать наиболее оптимальный и стратегически правильный выбор. Вопрос также в том, насколько мы размываем наши инвестиции с точки зрения поддержания 50 одинаковых программных продуктов», – сказал Борис Макевнин.

BI-система (Business Intelligence) – это набор программных инструментов и технологий, используемый для сбора анализа и обработки данных о состоянии бизнеса. В числе российских разработок в этой сфере: Visiology, PIX BI, Modus BI, Luxms BI, «Форсайт» и многие другие.

Нет худа без добра

Отечественные разработчики ПО после ухода иностранных разработчиков моментально остались без конкуренции с их стороны. CNews писал, что это развязало им руки в плане индексирования цен – стоимость многих продуктов всего за год взлетела на 20-50%.

Пользователям это совершенно не нравится – настолько, что они начали привлекать внимание властей.

Не исключено, что переизбыток российского софта на рынке повлечет за собой рост конкуренции между его авторами, что в итоге выльется в демпинг. Также на снижение цен может повлиять легализация пиратского иностранного ПО – власти поднимали этот вопрос еще весной 2022 г., а в январе 2023 г. заговорили о принудительном лицензировании программ ушедших из России иностранных компаний. В том же месяце аналогичные меры заработали на территории Белоруссии.

Георгий Дорофеев