Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет Веб-сервисы

Торговую марку и домен Delivery Club оценили в 9,6 миллиардов

В рамках сделки по обмену активами между VK и «Яндексом» сервис доставки еды Delivery Club был оценен в 38,6 млрд руб., в том числе домен и торговая марка оценили в 9,6 млрд руб. Сам сервис является убыточным.

Как Yandex обменивался активами с VK

Компания Yandex (владелец российского «Яндекса») раскрыла подробности сделки по обмене активами со своим конкурентом – холдингом VK. Эта сделка состоялась летом 2022 г. Тогда Yandex передал VK свои проекты – «Новости» (агрегатор новостей) и блог-платформу «Дзен».

Одновременно «Яндекс» передал под управление VK свою заглавную страницу – yandex.ru. Заглавной страница «Яндекса» стала ya.ru. Взамен VK передал Yandex агрегатора доставки еды из ресторанов Delivery Club, благодаря чему сделка была безденежной.

Во сколько оценили Delivery Club

Согласно годовому отчету Yandex, в рамках данной сделки Delivery Club был оценен в 38,6 млрд руб. В том числе нематериальные активы сервиса были оценены в 13,86 млрд руб. Из них 9,63 млрд руб. пришлись на оценку стоимости торговой марки и доменных имен Delivery Club, 4,06 млрд руб. – на оценку стоимости пользовательской базы сервиса.

В рамках сделки по обмену активами между VK и «Яндексом» домен и торговая марка Delivery Club были оценены в 9,6 млрд рублей

Переданные «Яндексом» сервисы «Новости» и «Дзен» также были оценены в 38,62 млрд руб., благодаря чему сделка была безденежной.

Финансовые показатели и история Delivery Club

Yandex также раскрыл финансовые результаты Delivery Club. В 2021 г. выручка сервиса составила 13 млрд руб., чистый убыток – 10,1 млрд руб. За первые девять месяцев 2022 г. выручка составила 11,7 млрд руб., чистый убыток – 6,4 млрд руб.

Delivery Club был основан в 2009 г. группой инвесторов во главе с Левоном Оганесяном. В 2016 г. холдинг Mail.ru Group (прежнее название VK) приобрел сервис за $100 млн. В 2019 г. Mail.ru Group договорился со Сбербанком о создании совместного предприятия в сфере offline-to-online – «О2О Холдинг».

В него Mail.ru Group передал Delivery Club и сервис по заказу такси «Ситимобил». Позднее «О2о Холдинг» также приобрел сервис доставки еды «Кухня на районе», сервис по доставке продуктов из магазинов «Самокат», каршеринговый ресурс YouDrive (был переименован в «Ситидрайв») и др.

В начале 2022 г. Сбербанк и Vk сначала решили закрыть «Ситимобил», затем сервис был продан компании People & people (владеет сервисами «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф»). Затем VK договорился о выходе из «О2О Холдинг», забрав себе Delivery Club. Сразу после этого Delivery Club был передан «Яндексу».

У «Яндекса» уже был собственный сервис по заказу еды из ресторанов – «Яндекс.Еда». Он был образован в рамках совместного предприятия Yandex и Uber в сфере заказа такси, созданного в 2017 г. К моменту слияния у Uber уже был сервис доставки еды - Uber.Eats, партнеры также приобрели ресурс Foodfox, который затем был превращен в «Яндекс.Еда». В 2021 г. Yandex за $1 млрд выкупил у Uber ряд активов их совместного предприятия, включая «Яндекс.Еда».

Ограничения от властей на объединение Delivery Club и «Яндекс.Еда»

В 2022 г., приобретая Delivery Club, «Яндекс» пообещал объединить технологическую платформу данного сервиса с платформой «Яндекс.Еда». Курьеры, сотрудничающие с Delivery Club, должны были получить доступ к платформе «Яндекс.Про», которая распределяет заказы и строит оптимальные маршруты. А ресторы, сотрудничающие с Delivery Club, получили возможность расширить зону покрытия за счет «Яндекс.Еда».

Какая CRM подойдет вашей компании? Тест
Цифровизация

При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), одобряя данную сделку, выставила ряд условий. Так, «Яндексу» запретили предоставлять какие-либо преимущества для ресторанов и доставщиков, использующих «Яндекс.Еда», по соотношению к другим агрегаторам заказов. Также для ресторанов – партнеров «Яндекс.Еда» данное предписание обеспечивает сохранение размера и порядка формирования вознаграждения в течение трех лет с момента совершения сделки.

Кроме того, ФАС запретила «Яндексу» принимать меры, направленные на отказ или сокращение использования ресторанами Delivery Club или другими сторонним сервисам. Еще одно условие касается платформ «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен». «Яндекс» будет обязан в предусмотренных законом случаях запрашивать и получать согласие пользователей на обработку персональных данных для каждого сервиса в отдельности.

Игорь Королев