Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура Мобильная связь Цифровизация Электроника Техника Импортонезависимость

В России найден источник финансирования отечественного телеком-оборудования

В России предлагается ввести утилизационный сбор на телекоммуникационное оборудование с целью финансирования производства российского «железа». Сейчас в сфере сетевого оборудования зависимость от иностранных поставщиков составляет 80%, в сфере пользовательского оборудование - на 95%. При этом российское производство на 100% зависит от иностранной элементной компонентной базы.

Как найти источники финансирования для производства в России телекоммуникационного оборудования

Стратегия развития отрасли связи до 2035 г., проект которой подготовлен Минцифры, предполагает введение в России утилизационного сбора на телекоммуникационное оборудование. Этот механизм должен стать одним из способов финансирования мер поддержки производства и внедрения отечественного телекоммуникационного оборудования.

Утилизационный сбор - плата за утилизацию товара. Он может включаться в стоимость товара, взиматься при его продаже или непосредственно при утилизации. В первую очередь, утилизационный сбор взимается с автомобилей. В России в 2010-2011 гг. он взимался с владельцев автомобилей при заключении договоров на их утилизацию. В 2012 г. он стал взиматься с импортеров автомобилей, с 2014 г. - с российских производителей.

Среди запланированных мер поддержки значатся: обеспечение софинансирования расходов отечественных разработчиков на разработку оборудования; предоставление льготных кредитов отечественным производителям оборудования в целях формирования складских запасов компонентов для производства оборудования; предоставление операторам связи льготных кредитов для приобретения отечественного оборудования в рамках заключенных долгросрочных контрактов; компенсация для «операторов» связи части превышения стоимости поставляемого отечественного оборудования над стоимостью аналогов, поставляемых из зарубежных стран.

Российский рынок телекоммуникационного оборудования и его зависит от импорта

Объем российского рынка ТКО (телекоммуникационное оборудование) превышает 1 трлн руб., что составляет 1,5% от мирового рынка. Потребление сетевого ТКО (используемого операторами связи для построения сетей связи) в России составляет 450 млрд руб. ежегодно , из них ТКО для мобильной связи около 250 млрд руб. Остальные технологии связи формируют рынок в 200 млрд руб, а также 550 млрд руб. пользовательского ТКО (оконечное абонентское оборудование, включая телефоны, смартфоны, оборудование IoT и др). Ведомственные сети связи обслуживают менее 5 млн пользователей и ежегодные затраты государственных органов на ТКО оцениваются в 100 млрд руб.

Власти предлагают ввести в России утилизационный сбор на телекоммуникационное оборудование с целью финансирования производства российского «железа»

Импорт ТКО в России составляет 80% в сетевом оборудовании и более 96% в пользовательском оборудовании. Общий объем экспорта российского ТКО в 2021 г. составил около 33 млрд руб. Крупнейшие потребители российского ТКО за данный период: Казахстан (4,5 млрд руб.), Узбекистан (4,3 млрд руб.), Турция (3,8 млрд руб.), Беларусь (2,9 млрд руб.). В основном в зарубежные страны экспортируется оборудование для фиксированных сетей связи: Ethernet-коммутаторы, маршрутизаторы и DWDM.

Согласно данным ЕРРРП (Единый реестр российской радиоэлектронной продукции) на апрель 2023 г., существует 1,56 тыс. позиции отечественного ТКО, из них: абонентское оборудование - 515 позиций, оборудование для сетей фиксированной связи – 512 позиций, вспомогательное оборудование (кабельная продукция, телекоммуникационные шкафы, ИБП, антенны, СКУД, устройства оповещения и сигнализации) – 410 позиций; оборудование для сетей мобильной связи – 58 позиций; измерительные комплексы – 44 позиции; радиолокационное оборудование – 25 позиций.

ТКО для спутниковых сетей связи на рынке на текущий момент представлено на базе отечественного ПО, сборка которого производится в России, частично с использованием отечественной ЭКБ (элементной компонентной базы), но при этом отсутствует в ЕРРРП. В 2022 г. в ЕРРРП присутствуют 37 наименований российской ЭКБ, которые потенциально могут использоваться для разработки ТКО.

Зависимость ТКО от зарубежной ЭКБ близка к 100% и определяется отсутствием отечественных разработок специализированной ЭКБ, отсутствием фабрик для их производства, а также ограничением доступа к иностранным фабрикам. При производстве ТКО применяются массовые, стандартизированные и взаимозаменяемые компоненты (микросхемы динамической и флеш-памяти) и специализированные устройства (элементы радиотракта, пакетные процессоры, управляющие контроллеры и фотонные интегральные схемы для ВОЛС), требующие размещения заказа непосредственно у производителя ЭКБ, не находящиеся в широком обороте и попадающие под жесткий экспортный контроль.

В 2022 г. отрасль связи с толкнулась с санкционными ограничениями в части поставок оборудования, ПО, с блокированием доступов к его обновлению и попытка получения несанкционированного доступа к управлению оборудованием, что потребовало отключения эксплуатируемого иностранного оборудования от ИТ-систем технической поддержки производителей ТКО из недружественных стран и создания «стабилизированных версий».

Мировые тренды в области телекоммуникационного оборудования

Унификация технологий оказания услуг на основе пакетных сетей передачи данных ведет к потреблению полного набора сервисов на одном пользовательском устройстве с использованием трех технологий доступа для сетей фиксированной связи (ВОЛС), ПРТС (4G, 5G, 6G), спутниковой связи (низкоорбитальные группировки). Все реализуемые в телекоммуникационных сетях услуг (ТВ- и радиовещание, выделенные линии и т.п.) будут переведены в услуги пакетных сетей передачи данных до 2035 г.

Рост к 2027 г. объема рынка программно-определяемых сетей (SDH) в 10 раз (по сравнению с 2021 г., с $555 млн до 5,2 млрд) и конвергенция технологий вычислительной техники и ТКО. Соответственно, развитие ТКО также направлено в сторону программно-определяемых сетей, в связи с этим критически важна совместимость действующего ПО с архитектурой, программируемой ЭКБ. При этом большая часть программного стека написана для закрытых x86 и ARM-архитектур, что делает неизбежным их использование на первом этапе развития ТКО, с последующей поддержкой портирования стека на открытые архитектуры.

Происходит разделение монолитных решений на стандартизированные модули и блоки, позволяющие операторам связи собирать решения из модулей и блоков различных производителей ТКО, и, как следствие, развивать концепцию открытых сетевых технологий (ОСТ). Решения на базе ОСТ будут являться основной для архитектуры сетей 5G Advanced и 6G, разделение монолитных проприетарных решений на отдельные программные или аппаратные модули снижает порог входа на рынок для новых разработчиков ТКО и стимулирует инновации. Также преимуществом ОСТ является применение программно-определяемой архитектуры, что позволяет обеспечить гибкость технологического решения (большинство модернизаций осуществляется за счет изменения настроек ПО, без сопутствующей модернизации аппаратного обеспечения или с расширением типовых готовых решений).

Доверенное телекоммуникационное оборудование и технологический суверенитет

Авторы Стратегии предлагают ввести в законодательство категории «доверенного ТКО», соответствующего установленным уполномоченным органом требования по безопасности информации. Переход на использование в сетях связи ТКО только отечественного производства будет возможен в случаях, когда на российском рынке будет представлена отечественная конкурентоспособная продукция, способная заменить ТКО зарубежного производства без ухудшения качества предоставляемых услуг связи.

Также авторы Стратегии используют понятие «технологический суверенитет» – наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы.

«Технологический суверенитет» обеспечивается в двух основных формах: исследование, разработка и внедрение критических и сквозных технологий; производство высокотехнологической продукции, основанное на указанных технологиях. «Технологический суверенитет в отрасли связи» (ТСС) – это способность государства обеспечить управляемость сетями электросвязи и всеми пользовательскими устройствами (включая любые устройства, которые формируют электрические сигнал и передают информацию), находящимися в пределах территории России.

Георгий Джабиев, T1 Cloud: «Отчуждаемое» облако — новая модель аренды ИТ-инфраструктуры для крупного бизнеса и государства
Маркет

Управляемость сетями электросвязи – это способность государства обеспечить: возможность разработки и производства отечественного ТКО на основе отечественных сквозных технологий либо наличие управляемых каналов поставок иностранного ТКО; техническое обслуживание ТКО, образующее сеть электросвязи, без обращения к другим государствам и формирования зависимости от них; управление сетью электросвязи и услугами на сети, при отсутствии доступа иностранных государств к системе управления ТКО и сетью электросвязи.

Управляемость пользовательскими устройствами (ПУ) – это способность государства обеспечить: возможность разработки и производства отечественных ПУ на основе отечественных сквозных технологий либо наличие управляемых каналов поставок иностранных ПУ; техническое обслуживание ПУ, подключаемых к сетями электросвязи России, при отсутствии доступа иностранных государств к ним; управление услугами и доступом к контенту на ПУ без доступа иностранных государств к системе управления ПУ; контроль за подключением этих устройств, находящихся в границах России, к внешним сетям электросвязи, без использования электросвязи России.

Показатели уровня Технологического суверенитета в отрасли связи: менее 1,5 – высокий (серийное производство ТКО на уровне ведущих мировых производителей); от 1,5 до 4 – средний (мелкосерийное и единичное производство ТКО с недостаточным объемом технологического развития и производственных мощностей); более 4 - низкий (отсутствие производства (наличие опытных образцов) ТКО с недостаточным объемом технологического развития или производственных мощностей.

Согласно Стратегии, к 2030 г. уровень ТСС в сетях фиксированной и мобильной связи связи составит менее 4 (при целевом сценарии) и менее 3 (при перспективном сценарии). В сетях спутниковой связи уровень ТСС составит менее 1,5 и менее 1,4 соответственно. К 2035 г. уровень ТСС в сетях спутниковой связи при перспективном сценарии составит менее 1.3, в остальных случаях - менее 1,5.

Какое оборудование следует производить в России для различных сетей связи

Перечень ТКО для технологии доступа «сети фиксированной связи» (ВОЛС), подлежащего разработке для достижения ТСС, состоит из семи позиций сетевого ТКО (XWDM, магистральные маршрутизаторы, MEN – агрегация/доступ, пограничный Ethernet-коммутатор, Ethernet-коммутатор ядра сети, Ethernet-коммутатор агрегации/предагерации/доступа, ЦРРС/радио-Ethernet/P2MP) и шести позиций пользовательского ТКО (PON ONU/ONT, Wi-Fi CPE, STB, терминалы IoT, IP-видеокамеры, P2PM CPE).

Перечень ТКО для технологии доступа «мобильные сети связи», подлежащего разработке для достижения ТСС, состоит из 7 позиций сетевого ТКО (2G/GSM, 4G/LTe-Advanced, 5G/IMT-2020, 6G/IMT-2027, 4EPC, 5GC, 6G Core) и двух позиций пользовательского ТКО (смартфоны, терминалы IoT).

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Перечень ТКО для технологии доступа «спутниковые сети связи», подлежащего разработке для достижения ТСС, состоит из 11 позиций сетевого ТКО: модем спутниковый (центральный), бортовая приемо-передающая АФР Ka-диапазона (не менее 8 лучей с суммарной полосой пропускания не менее 1,5 ГГц), УЛБВ Ku/Ka-диапазона (мощностью полосой пропускания не менее 100 Вт), бортовая приемо-передающая АФР S-диапазона (не менее 4 лучей с суммарной полосой пропускания не менее 30 Мгц), АЦП (радиационно стойкий) с полосой пропускания не менее 200 МГц, ЦАП (радиационно стойкий) с полосой пропускания не менее 200 МГц, МШУ Ku/Ka-диапазона частот, преобразователи частоты понижающий/повышающий (Ku/Ka-, Ka/s- S/Ka-диапазоны), пассивное ретрансляционное оборудование Ku-,Ka-s,S- диапазона (в том числе коаксиальные и волноводные переключатели), комплект бортовой аппаратуры КИС (телекоммуникационного космического аппарата), генератор сигнала маяка Ka-диапазона). Также в перечне есть три позиции пользовательское ТКО: фиксированные терминалы спутниковой связи, модем спутниковый (абонентский), устройства ПРС для спутниковых сетей.

Распределение номенклатуры ЭКБ, используемой в ТКО по топологическим нормам: 10 типов цифровых и цифро-аналоговых компонент (серверные микропроцессоры общего назначения и чипсеты, микропроцессоры приложений общего назначения (системы-на-кристалле), процессоры обработки сигналов (baseband, LTE/5G, WiFi/BT), сетевые процессоры/контроллеры, динамическая память, статистическая память, постоянная перезаписываемая память (Flash), постоянная стираемая память (EEPROM), микроконтроллеры, приемники ГНСС) с техническими процессами от 28 до 180 нм; пять типов аналоговых компонентов (управление питанием, мощные RF-транзисторы, усилители мощности, операционные усилители, генераторы опорной частоты) с техпроцессами от 65 нм.

Игорь Королев