Разделы

Безопасность Интернет Веб-сервисы

Борьба со спамом встает на коммерческие рельсы

Спам позволяет заработать не только тем, кто его рассылает, но и тем, кто поставил целью своей работы борьбу с ним. Количество нежелательной корреспонденции в ящиках электронной почты увеличивается день ото дня, и владельцы почтовых систем наконец-то осознали, что если они не хотят потерять клиентов, им необходимо принимать серьезные меры. В конце прошлой недели российская почтовая служба Mail.ru объявила о внедрении системы фильтрации нежелательной корреспонденции Kaspersky Anti-Spam. По эмоциональному заключению генерального директора «Лаборатории Касперского» Натальи Касперской, компании вступили в прямые военные действия со спамерами.
По оценке компании «Ашманов и партнеры», только в российской части интернета оборот рынка несанкционированных рассылок составляет от $1 млн. до $3 млн. в год, и за эти деньги борется около 7 крупных контор и до 50 мелких. По мнению генерального директора компании Игоря Ашманова, спам стал феноменом интернета - еще в 99-м году его просто не было, а сейчас он составляет около половины мирового трафика электронной почты. Пик же количества непрошеных писем в почтовых ящиках придется, по его данным, на 2004 год, когда доля спама в пересылаемой корреспонденции перевалит за 70%. После этой даты его объемы должны пойти на убыль.

Собственно проект по внедрению системы фильтрации спама можно назвать трехсторонней инициативой – компания «Ашманов и партнеры», разработавшая технологию лингвистического анализа и фильтрации нежелательной корреспонденции, продала ее производителю антивирусных средств - «Лаборатории Касперского». Продуктом заинтересовался сервис бесплатной почты Mail.ru, давно нуждающийся в антиспамерских технологиях. По словам участников проекта, его реализация потребовала серьезных взаимных усилий – по причине масштабности почтового сервиса Mail.ru и новизны продукта, который пришлось серьезно переделывать и оптимизировать в процессе внедрения. Уровень ложных срабатываний удалось довести до 0,05%, а коэффициент детектирования спама – до 95%. На сегодня серверы Mail.ru ежедневно обрабатывают до 300 ГБ корреспонденции, активно используются 6,5 млн. ящиков в месяц, так что в Mail.ru считают, что 80% всех пользователей российского сегмента интернета прибегают к услугам компании.

Стоимость одной версии программы Kaspersky Anti-Spam начинается от $98, однако для серьезного заказчика стоимость копии программы является самой небольшой статьей затрат. В каждом конкретном случае затраты выясняются отдельно, они зависят от сложности внедрения и вполне могут превысить несколько тысяч долларов. Так, Mail.ru пришлось пойти на покупку 9 отдельных серверов, так как существующие мощности не смогли справиться с возросшей вычислительной нагрузкой. Итоговая стоимость проекта не раскрывается ни одним из участников, однако, выгода в том или ином плане для каждого из них очевидна. Наталья Касперская признала, что пока продажи нового продукта «Лаборатории Касперского» не позволяет похвалиться успехами. По ее словам, это связано со многими факторами, но главные – это неготовность корпораций платить за защиту от спама, реализация системы только для операционной системы Unix и пока еще недостаточная популяризация идеи борьбы со спамом. В настоящее время в «Лаборатории Касперского» идет работа по переносу системы на другие операционные системы, а также готовятся версии для индивидуального пользователя. Конечно, представить достаточное количество клиентов, готовых в России платить хоть какие-то деньги за защиту от спама на своем компьютере, сложно, однако в компании считают, что этот рынок может оказаться интересным.

Другие крупные почтовые системы тоже не стоят на месте, следуя запросам своих клиентов. И «Яндекс», и «Рамблер» прилагают усилия по удалению вредной корреспонденции из почтовых ящиков. Большинство более мелких, но активно действующих бесплатных почтовых сервисов также утверждают, что они фильтруют входящую корреспонденцию. Почтовая служба «Яндекса» предусматривает три уровня фильтрации. На первом этапе отбрасывается явный спам - сообщения, приходящие от неадминистрируемых (взломанных и открытых) почтовых серверов, письма, пойманные в спамовые ловушки. Затем каждое письмо проверяется антивирусной программой DrWeb. При этом зараженные письма, не содержащие ничего, кроме самого вируса, отбрасываются, а зараженные письма с текстом помечаются «осторожно, вирус». Последним работает фильтр, помещающий в папку пользователя «Рассылки» письма, разосланные по слишком большому списку адресов.

Новая инициатива Mail.ru не оставила равнодушным конкурентов. «Это очень хорошо, они просто молодцы, - считает заместитель генерального директора холдинга «Рамблер» Иван Засурский. - Мы пока очень осторожно к этому относимся, но также намерены в ближайшем будущем что-то подобное внедрить». По его мнению, у этого проекта есть хорошие шансы, так как решение тестировалось очень долго, и компании приобрели большой опыт.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

В свою очередь в «Рамблере» действует система контроля открытых прокси-серверов, с которых производятся массовые рассылки. Такие серверы попросту блокируются. Компания исходит из того, что этот метод, по крайней мере, дает гарантию того, что нужное сообщение не потеряется. «Я разделяю точку зрения наших программистов, согласно которой в проблеме спама самое главное – это не отсеять всю лишнюю корреспонденцию, а ни в коем случае не потерять нужное письмо, - говорит Иван Засурский. - Это война, и мы ее сможем выиграть только тогда, когда сделаем эту практику нелегальной. Главное - мы должны перекрыть спамерам кислород с законодательной точки зрения».

Источник: собственная информация CNews.ru.