Разделы

Интернет Веб-сервисы

Движение против спама в России набирает обороты

Сегодня официально объявила о начале своей работы первая аниспамерская коалиция в России. Крупнейшие участники ИТ-рынка, бизнес которых хоть как-то затрагивают нежелательные массовые рассылки, полны оптимизма призвать спамеров к законному ответу и пресечь их деятельность. В коалицию вошли такие известные имена российского интернет-бизнеса, как почтовые сервисы Rambler и Mail.ru, один из крупнейших провайдеров Golden Telecom, сервер легальных рассылок Subscribe.ru, производители технологий и антиспамерского ПО «Ашманов и партнеры» и «Лаборатория Касперского», а также самая главная «акула» нашего ИТ-рынка – российский офис Microsoft.
Одними из главных принципов этого некоммерческого объединения стали непримиримая борьба со спамом во всех его проявлениях и выработка законодательных норм для пресечения деятельности спамеров. Организаторы коалиции выразили серьезную озабоченность проблемой спама в российском сегменте интернета и твердое намерение создать мощную систему противодействия росту угрозы спама.

Практически все из них отмечают схожесть проблемы вирусов в интернете со спамом, утверждая, однако, что спам – это более серьезная беда. Одним из самых главных отличий массовых рассылок от вирусной опасности все участники коалиции называют коммерческую составляющую спама. Материальная заинтересованность спамеров в успешности рассылок делает противодействие им непохожим на борьбу с вирусами. За спамом стоят иногда достаточно мощные организации, имеющие гораздо большие ресурсы, чем вирусописатели-одиночки.

Инициатива создания коалиции, по словам ее участников, не исходила от какой-то конкретной компании. «Просто было взаимное стремление нескольких компаний предпринять какие-то меры. Рабочие встречи будущих участников проходили уже задолго до сегодняшнего объявления», - заявил CNews.ru представитель компании Microsoft по связям с государственными организациями Михаил Якушев.

По словам директора компании «Ашманов и партнеры» Игоря Ашманова, на сегодня необходимо законодательно зафиксировать тезисы о том, что спам и принуждение провайдеров к фильтрации «по умолчанию» – незаконны, зато законны фильтрация как платная услуга и рассылки с соблюдением установленных правил.

Участники приводят, как минимум, пять основных причин, по которым спам должен быть уничтожен. Во-первых, это неэтичность спама, который бросает тень на интернет-технологии в целом. Во вторых, спам, как и всякая навязанная вещь, вызывает раздражение. Помимо этого, спам является источником технических проблем и мошенничества. Удивление вызвал тезис о низкой эффективности спама. Сами участники коалиции приводили данные, согласно которым стоимость привлечения клиента через спам – одна из самых низких среди различных видов рекламы. По исследованиям компаний RPRG, Nielsen и Jupiter, минимальный входной порог в $500 и стоимость отклика в $2 ставят его в ряд самых эффективных инструментов. В России эти цифры гораздо ниже. По некоторым оценкам, входной порог для начала рассылки спама в России – всего $50, а уровень отклика даже выше, чем за рубежом.

По данным службы технической поддержки компании «Аквариус», в день приходит безадресного спама (т.е. на адреса, которых у «Аквариуса» нет) порядка 800 писем, около 10% из них повторяется в течение дня два-три раза, а направленного спама на открытые адреса приходит около 6-8 тысяч в день. «Мы используем несколько методов по ограничению количества попаданий спама в почтовые ящики пользователей, но все они недостаточно эффективны», - говорит генеральный директор производственной компании «Аквариус» Владимир Шибанов. А по данным Golden Telecom, на конец 2002 года в общем почтовом трафике провайдера спам (паразитарный почтовый трафик) составлял не более 40%, тогда как к августу 2003 года его доля выросла до 65%.

«По оценкам Rambler, экономический ущерб от спама только в прошлом году составил порядка $200 млн., - заявил заместитель генерального директора интернет-холдинга Rambler Иван Засурский. - 85% пользователей почтовой системы Rambler в ходе нашего опроса однозначно высказались в пользу принятия мер против рассыльщиков спама».

В Америке Microsoft выступает одним из самых ярых противников спама, причем по причинам, которые приводил сегодня российский интернет-провайдер Golden Telecom. Одним из направлений бизнеса Microsoft в США является провайдер MSN. Спам очень сильно засоряет каналы передачи данных, используемые провайдерами, что приводит к сбоям в обслуживании и даже финансовым потерям клиентов. Помимо этого, гораздо более серьезная нагрузка ложится на техническую службу и службу по контактам с клиентами провайдера. Поэтому подобный альянс был создан в США провайдерами EarthLink, MSN и почтовыми службами Yahoo! и AOL.

Некоторые эксперты, опрошенные CNews.ru, выразили общее мнение о том, что участие в российской коалиции настолько вхожей в коридоры власти компании, как российский офис Microsoft, сможет действительно помочь в выработке законодательных норм противодействия спаму.

В то же время, главный редактор компании «Яндекс», третьей крупнейшей почтовой системы российского интернета и одного из крупнейших порталов, Елена Колмановская относится к созданию коалиции с осторожностью. «К сожалению, я мало пока знаю о коалиции. Как только появится четкая программа действий, мы с радостью присоединимся к этому благому делу», - уверяет она. Большая часть компаний, объявивших сегодня о создании коалиции, участвовала и в секции АДЭ по составлению меморандума о вредоносных программах. Принимал там участие и «Яндекс». По словам Елены Колмановской, примерно те же тезисы, которые были приведены коалицией, были выработаны именно там. «Мы, безусловно, поддерживаем любую борьбу со спамом и самостоятельно развиваем технологии фильтрации на Yandex-почте. И мы готовы обсуждать любые новые методы», - утверждает Елена Колмановская.

Денис Хадасков, HD Tech: В России исторически сложилось, что инновации появляются в финансовых компаниях
Бизнес

Провайдеры, пока не участвующие в коалиции, с оптимизмом смотрят на ее создание, а некоторые намерены даже развивать легальные альтернативы спаму. Так, генеральный директор «МТУ-Интел» Михаил Амарян рассказал CNews.ru, что компания намерена активно применять меры выдавливания спамеров и одновременно развивать бизнес легальных рассылок. «С нашими партнерами обсуждается возможность выхода на рынок с e-mail-рассылками формата opt-in - так называемым легальным спамом. Абонент сам подписывается на те рассылки, которые ему интересны или необходимы, а компании-рекламодатели оплачивают саму услугу», - говорит Михаил Амарян.

В «МТУ-Интел» не исключают и возможности присоединения к коалиции в будущем. «Хочется надеяться, что общими усилиями ее участников удастся найти как технические, так и юридические пути решения проблемы несанкционированных рассылок. Возможна даже подготовка подзаконных актов по пресечению деятельности спамеров», - заверил CNews.ru Михаил Амарян.

Еще одной задачей коалиции ставится создание средств рекламы, альтернативной спаму. Здесь на первый план выходит еще один участник коалиции - сайт легальных рассылок Subscribe.ru. Легальные рассылки, как информационных сообщений, так и рекламы, уже сегодня приносят хороший доход, и в случае введения законодательных запретов этот бизнес ожидает неимоверный взлет.

Проблема спама стала чуть ли не более навязчивой, чем сами несанкционированные рассылки. Не бороться со спамом сегодня считается чуть ли не неприличным, однако дальше обычных фильтров дело идет редко.

Какое коммуникационное решение для бизнеса выбрать — On-Premise или SaaS
Цифровизация

О внедрении антиспамовского продукта, распространяемого «Лабораторией Касперского» и разработанного на основе технологий компании «Ашманов и партнеры», мы рассказывали совсем недавно. По словам вице-президента Mail.ru Татьяны Желонкиной, на сегодня война продолжается с переменным успехом. Спамеры изобретают все новые и новые методы, специалисты лаборатории «Ашманов и партнеры» их отслеживают и совершенствуют технологии. Складывается впечатление, что процесс стал бесконечным.

«Хотелось, чтобы вопрос со спамерами решался как-то кардинально. Наверное, необходимо вносить в законодательство какие-то дополнения, касающиеся новых видов правонарушений. Но, полагаю, надеяться на защиту от спамерских атак путем привлечения спамеров к гражданской или уголовной ответственности, пока еще рано», - комментирует создание коалиции Владимир Шибанов.

Источник: собственная информация CNews.ru.