Разделы

Техника Импортонезависимость

Погиб российский стартап Zetta. Ультракомпактных отечественных электромобилей не будет

Российский автомобильный стартап Zetta разорился и распродает имущество. Его основатели хотели выпустить компактный отечественный электромобиль, но в итоге эти планы так и не были реализованы. Машина готовилась к производству, и даже был показан ее финальный вариант исполнения.

Zetta больше нет

Отечественный стартап Zetta, занимавшийся разработкой электромобилей, разорился и начал распродавать свое имущество, пишет профильный портал «Автоброкер клуб». План Zetta заключался в выпуске компактного российского автомобиля на электротяге – он должен был выйти на дороги общего пользования еще до пандемии коронавируса, но в итоге так и остался несбывшейся мечтой совладельцев компании Дениса Щуровского и Вальдемара Вагнера.

По информации портала, к моменту выпуска материала новые владельцы помещений займутся выпуском совсем другой продукции, не имеющей никакого отношения к электромобилям. Часть здания отошла производителям мебели, часть – сборщикам спецтехники, включая квадроциклы. Никто из них делать электромобили пока не планирует.

Заинтересовать и исчезнуть

О проекте Zetta впервые стало известно во второй половине августа 2020 г., хотя компания ООО «Зетта» (юрлицо стартапа) была основана намного раньше – в 2016 г. в Тольятти. Первым и в итоге единственным творением компании стал ультракомпактный трехдверный хэтчбэк City Modul 1 размерами всего-навсего 3030 мм в длину, 1760 мм в ширину и 1600 мм в высоту. Снаряженная масса – от 486 до 798 кг в зависимости от выбранной комплектации.

Финальный вариант дизайна автомобиля

По задумке авторов, автомобиль должен был получить композитные панели кузова, закрепленные на металлическом каркас, китайские мотор-колеса и батарею на 180 километров пути. Планировалось, что 99% компонентов автомобиля будут выпускаться в России (кроме мотор-колес – они из Китая), и что стоить он будет в районе 500 тыс. руб.

Автомобиль позиционировался как решение для города, что отражено в его названии.

Как сообщал CNews, в начале осени 2020 г. разработчики определились с окончательным внешним видом своего электромобиля. Производство должно было начаться в 2021 г., но до конвейера City Modul 1 в итоге так и не добрался. Последние упоминания о стартапе датированы августом 2022 г. на тот момент профильный Telegram-канал «Русский автомобиль» писал о существовании всего лишь пяти собранных образцов Zetta, после схода которых с конвейера проект был заморожен.

Рекламный ролик Zetta с официального портала стартапа

На это сообщение тут же отреагировал Минпромторг, заявив, что о полном закрытии речи нет, и что стартап нуждается в финансовых вложениях. «В Минпромторге России отсутствует информация о прекращении проекта. Как и любой другой частный проект, его реализация сопряжена с необходимостью привлечения инвестиций. Их поиском как раз и занято предприятие», – заявили представители Минпромторга 23 августа 2022 г. (цитата по ТАСС).

Иски на десятки миллионов

С финансовой точки зрения у ООО «Зетта» все откровенно плохо, по итогам 2023 г. ее выручка рухнула на 82% до 917 тыс. руб. (данные «Контур.Фокуса»), а вместо чистой прибыли образовался чистый убыток в размере 260 тыс. руб. При этом уставный капитал компании – почти 69 млн руб.

75% стартапа на момент выхода материала находились в руках Дениса Щуровского, остальные 25% принадлежали Вальдемару Вагнеру. Пост гендиректора 8 апреля 2024 г. занял Август Ли.

На начало февраля 2024 г. компания накопила почти 696 тыс. долгов по налогам. В том же месяце против нее был подан иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам займа и кредита. Начальная сумма требований – почти 37 млн руб., а истцом выступает Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В апреле 2021 г. «Зетта» стала ответчиком по иску компании ООО «Авто-Зэт» на 7,8 млн руб. Это дело «Зетта» после двух апелляций проиграла в августе 2022 г.

Платформа Digital Q.BPM от «Диасофт» — лидер рейтинга BPM-систем для крупного бизнеса по версии CNews Market
Цифровизация

Также против компании за всю ее историю было возбуждено девять исполнительных производств на общую сумму более 15,8 млн руб., из которых 15 млн – имущественное взыскание, а 862 тыс. руб. – налоги и сборы.

Редакции CNews к моменту выхода материала не удалось связаться с представителями Zetta. Официальный сайт компании функционирует, но контактной информации на нем нет – оставлена лишь форма обратной связи, при попытке воспользоваться которой через самые последние версии браузеров Chrome, Opera, Edge и Vivaldi появляется сообщение об устаревшей версии PHP.

Потенциальная замена

Zetta – далеко не единственный проект по созданию российского электромобиля. За последние годы CNews писал, например, о люксовом электрокаре «Монарх», который пока не добрался до конвейера, а также об автомобиль под названием «Кама-1», по размерам и пропорциям подозрительно напоминавшим «Оку». Он был готов к производству еще в ноябре 2020 г. и должен был поступить в продажу в 2021 г. Однако в январе 2022 г. его выпуск был перенесен на 2024-2025 гг.

Связаться с компанией не представляется возможным

В декабре 2021 г. о планах по выпуску электрического полноразмерного 4,5-метрового кроссовера заявил концерн «Алмаз-Антей», специализирующийся на выпуске военной техники. За последние три года новой информации об этом автомобиле не появлялось.

Ворваться на рынок отечественных электромобилей в ноябре 2021 г. хотел и концерн «Калашников», производитель оружия. К тому моменту у него уже был опыт в разработке машин на электротяге, но комфортными и вместительными его творения назвать никак нельзя. Существовала даже идея элитного электромотоцикла Aurus для силовиков.

Дальше всех в вопросе создания российских электромобилей зашли авторы модели «Атом». В марте 2024 г. CNews писал, что он уже на финальной стадии разработки – его прототипы тестируются на дорогах общего пользования.

Дополнение

Через две недели после публикации этого материала редакция CNews получила письмо, отправленное с адреса бухгалтерии ООО «Зетта», подписанное гендиректором компании А.Н. Ли.

В нем сообщалось, что проект «Зетта» продолжает существовать, однако сейчас в нем «идет реорганизация производства, идет реконструкция модели, замена компонентной базы (электроники), исключающее санкционное воздействие».

Заглянуть внутрь трафика: как Kaspersky NGFW видит больше, чем обычный файрвол
Безопасность

Кроме того, в письме было сказано, что здание, в котором размещалось производство, «никогда не принадлежало ООО «Зетта» на праве собственности, а находилось в аренде. Следовательно, ООО «Зетта» никогда не продавало здание».

Также автор письма заявил, что информация о продаже остатков оборудования не соответствует действительности.

Геннадий Ефремов