Разделы

Телеком

Еще десять лет на дерегулирование рынка связи

Российскому рынку телекоммуникаций и связи пока еще далеко до полной либерализации. Многие рыночные вопросы до сих пор остаются в ведении Минсвязи или монополиста «Ростелекома», и степень регулирования рынка государством только растет. Озабоченность этими вопросами, а также некоторыми положениями нового закона о связи выразили в пятницу, на форуме «Линия Реформ. Правовая основа регулирования отрасли «Связь» представители иностранных компаний. В Минсвязи уверены в своей правоте и перспективах нового закона, а также обещают вовремя принять все необходимые подзаконные акты.
По мнению заместителя министра РФ по связи и информатизации Бориса Антонюка, преобразования рынка связи в России идут достаточно быстрыми темпами. «Дерегуляция рынка связи в США заняла 20-25 лет, в Европе процесс шел около 10 лет. А по масштабам наша страна сравнима именно с США», - заявил Борис Антонюк. Так что раньше чем через 10 лет свою монополию по управлению рынка Минсвязи терять, судя по всему, не намерено.

Многие положения закона о связи были целенаправленно прописаны лишь в общем виде. «Если некоторые вещи, которые четко проработаны и известны, мы прописали нормами прямого действия, то вопросы, которые пока еще невозможно четко определить, оставлены на постановления правительства», - говорит замминистра. В итоге до начала действия закона, с 2004 года, необходимо принять более 30 подзаконных актов – решений правительства, конкретизирующих некоторые механизмы и процедуры на данный момент. Принять сразу 30 решений правительства, которые должны четко определять жизнь телекоммуникационного рынка России физически невозможно, считают эксперты и некоторые участники рынка. Рабочие группы по обсуждению постановлений только создаются, и они не смогут настолько быстро разработать качественные проекты решений правительства по очень сложным вопросам. Так, вопрос о распределении частотного ресурса в законе практически никак не прописан и тоже оставлен на одно из постановлений правительства. Из Минсвязи на возражения критиков отвечают, что закон готовился очень долго, многие вопросы уже проработаны и требуют практически формального утверждения.

Многие альтернативные операторы просто отказываются от комментариев и своих планов, хоть как-то затрагивающих новый закон о связи, настолько он им не нравится. Борис Антонюк назвал несколько, по его мнению, наиболее приоритетных направлений, постановления по которым должны быть обязательно приняты до конца года. Среди них «Кодекс взаимоотношений между операторами», перечень основных лицензий (напомним, что в новом законе значительно сокращено количество перекрестных лицензий, которые должны получать участники рынка), «Положение о ГКРЧ и о радиочастотной службе», постановление об отнесении подземных сооружений к недвижимому имуществу, присоединение к сетям общего пользования и принципы взаиморасчетов, положение о надзоре.

Помимо этого, в минувшую пятницу стало известно, что одно из положений нового закона о связи, вызывавшее самые громкие споры, будет реализовано гораздо позже ожидаемого. Универсальная услуга связи (УУ), введение которой называли и самым прогрессивным шагом, и решением о прекращении конкуренции, будет введена не ранее 2005 года. По информации РБК, только в мае 2004 г. будут проведены конкурсы среди операторов связи на предоставление услуг в регионах, где данный вид деятельности не является рентабельным и должен быть компенсирован за счет средств из Фонда УУ. Ориентировочно, к сентябрю компании, выигравшие конкурс, закупят оборудование и не раньше 2005 г. начнут предоставлять услуги связи. Вопрос о Фонде универсальной услуги связи является проблемным для операторов связи, так как они должны будут отчислять в него от 1 до 3% от прибыли. Точная ставка процента отчислений в фонд будет установлена в 2004 г. Также на форуме Борис Антонюк привел оценки министерством объема российского рынка услуг связи. По его мнению, на конец этого года общее количество пользователей сотовой связи должно достигнуть около 35 млн. человек, или 24% от общего числа жителей РФ.

В свою очередь, заместитель гендиректора ОАО «Связьинвест» Георгий Ромский отметил, что на начало 2003 года в России монтированная емкость местной телефонной сети составляла порядка 31 млн. 30 тыс. номеров, а в планах на 2003 год стоит монтаж еще 1,5 млн. номеров. Таким образом, число пользователей сотовых телефонов к концу года может превысить число фиксированных телефонных номеров. Также г-н Ромский отметил, что, несмотря на широко распространенной мнение, процесс реорганизации ОАО «Связьинвест» еще далеко не завершен. На сегодняшний день закончена только первая фаза, а общий срок завершения реорганизации – не менее 3-5 лет. Однако, по его словам, основные события и планы «Связьинвеста» должны быть реализованы через 1,5 года.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Выступавшие на форуме представители крупных западноевропейских телекоммуникационных компаний выразили озабоченность сложившейся ситуацией на российском рынке и монополией «Ростелекома». Согласно требованиям ВТО, в которое Россия намерена вступить уже в следующем году, рынок связи должен быть конкурентным во всех сегментах, тогда как «Ростелеком» является монополистом в отношении международного трафика. «Статья 14 нового закона и отсутствие официальных комментариев к ней создают атмосферу неуверенности в отношении того, как должна осуществляться передача международного трафика от российских операторов «Ростелекому». Такая неуверенность может повлечь за собой тяжелые последствия, которые затронут весь телекоммуникационный сектор России», - заявил в пятницу глава представительства компании Telenor в России Йоран Олсен. Напомним, что России удалось договориться на переговорах по вступлению в ВТО о пятилетней монополии «Ростелекома». В свою очередь, вице-президент по маркетингу и стратегическому планированию компании Ericsson Ульф Персон отметил несовершенство таможенного законодательства России и выразил надежду на позитивные изменения после вступления в силу нового Таможенного кодекса с 1 января 2004 года. Также, по его мнению, система сертификации нуждается в пересмотре, и внимание к этому вопросу - одна из положительных сторон нового закона о связи. «Многократная сертификация и стандартизация продуктов и услуг негативно сказываются на рынке телекома России», - сказал он.

Традиционно, активной критике принятый закон подверг председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. По его мнению, многие статьи закона противоречат законодательству РФ, в том числе и Конституции. Так, Валентин Завадников утверждает, что часть 2 пункта 2 статьи 27 закона противоречит пункту 3 статьи 75 Конституции – отчисления операторов, зачисляющиеся в доходы федерального бюджета и учитывающиеся в доходах и расходах федерального бюджета раздельно – это налоговые платежи, и порядок их взимания должно устанавливать не правительство, а соответствующий федеральный закон. Помимо этого, он привел и статьи, по его мнению, противоречащие Гражданскому кодексу, Земельному кодексу, Бюджетному кодексу и Налоговому кодексу. Также г-н Завадников поддержал точку зрения критиков закона в отношении количества решений правительства РФ, к которым отсылают нормы закона. «28 статей закона имеют отсылочный характер и, по сути, отдают правительству на откуп право изменять смысл закона. Правительство должно определить многие вещи. Думаю, что если треть статей закона можно переписать по факту в правительстве, то этим можно полностью поменять смысл закона», - опасается г-н Завадников.

Источники: собственная информация CNews.ru, РБК.