Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Спам в Рунете разложили по полочкам

24 сентября в Московском доме Общественных Организаций началась Первая национальная конференция «Проблема спама и ее решения». Ее организатор – Национальная коалиция против спама, о начале деятельности которой уже писал CNews.ru - это почтовые сервисы Rambler и Mail.ru, телеком-провайдер Golden Telecom, сервер легальных рассылок Subscribe.ru, производители технологий и антиспамерского ПО «Ашманов и партнеры» и «Лаборатория Касперского», а также российский офис корпорации Microsoft. Чтобы бороться со спамом как явлением антиобщественным и представляющим угрозу для нормального ведения бизнеса, российские «антиспамеры» со всей серьезностью подошли ко всестороннему его анализу: врага нужно знать в лицо, утверждают они.
Итак, спам, по определению Михаила Якушева из Microsoft и Виктора Наумова из Ernst & Young (CIS), – это массовая рассылка (до нескольких десятков миллионов адресов), как правило, с использованием интернета (по электронной почте или с помощью служб обмена мгновенными сообщениями) не запрошенной адресатами информации коммерческого или иного (политического, «для взрослых») характера со следующими особенностями:
  • нет предварительного согласия на получение сообщения;
  • нет возможности не получать такие сообщения в будущем;
  • используются специальные средства рассылок и/или подделки адресов при осуществлении спама (так называемые «мейл-бомберы», ПО для подделки заголовков и т.п.);
  • подобная рассылка не соответствует национальному законодательству.

Михаил Якушев, Наталья Касперская, Игорь Ашманов

В общем, основные особенности спама – это низкая стоимость рассылки (как отметил Иван Засурский, заместитель гендиректора Rambler, это «самый дешевый, хотя и наименее «точный» вид рекламы») и возможность использования анонимности, то есть безнаказанность. Небезызвестный «Центр американского английского» - пожалуй, один из самых назойливых спамеров Рунета, – тратит на рассылки своей рекламы около $5 тыс. в месяц, отметил г-н Засурский. По словам Игоря Ашманова из компании «Ашманов и Партнеры», спам – очень эффективный вид рекламы, хоть он и неэтичен и опасен для репутации рекламодателя, а во многих странах – незаконен.

Иван Засурский

Вред спама очевиден - Михаил Якушев описал его как «использование чужих – компьютерных, сетевых, материальных, трудовых – ресурсов, ненадлежащая/недобросовестная реклама, нарушение неприкосновенности частной жизни, моральный ущерб, блокирование получения нужной информации, распространение вредоносных программ и информации антиобщественного характера». Антиобщественность спама, по мнению г-на Якушева, заключается, в первую очередь, в его противоправности: нарушении правил ведения предпринимательской (рекламной) деятельности, дискредитации добросовестных предпринимателей. Несанкционированные рекламные сообщения – это и уклонение от уплаты налогов (в том числе, на рекламу), развитие «серой», «теневой» экономики, финансирование противоправной деятельности, нарушение правил распространения информации (в том числе, массовой информации, предвыборной агитации и т.п.).

Все участники конференции говорили об огромных совокупных потерях (материальных, временных, трудовых), которые приносит спам государству и обществу, дезориентируя, по словам Михаила Якушева, «добросовестных пользователей современных информационных технологий». Как отметил Иван Засурский, «получение спама ложится на всех пользователей Рунета ярмом невидимого налога, превышающего, по оценкам Rambler, $200 млн. в год», в то время как весь рынок баннерной рекламы не превышает $10-15 млн. в год.

В целом сегодня в России спам вышел на «общемировые» показатели и составляет, по оценкам провайдеров, больше 25%, а по оценке интернет-компаний – порядка 50% общего трафика электронной почты, подчеркнул г-н Засурский. Потери же рабочего времени пользователей, по его словам, не поддаются измерению. Учитывая, что, по некоторым оценкам, на просмотр и стирание спама уходит до 12 минут рабочего времени сотрудника в день, в год на это уходит до 40 часов, или стандартная рабочая неделя.

Как рассказал Иван Засурский, можно оценить, сколько времени (то есть денег) уходит на скачивание спама у интернет-пользователей. По мнению московских провайдеров, средний абонент тратит на спам порядка $1 в месяц, то есть $12, или 360 руб., в год. Только частные интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный «налог на спам» порядка $120 млн., или 3 млрд. 600 млн. руб. Это в шесть раз больше, чем было выделено в 2002 году на программу «Электронная Россия». Однако лишь на первый взгляд кажется, что в этой ситуации страдают только пользователи, а провайдеры выигрывают, зарабатывая лишние деньги; на самом деле, как подчеркнул заместитель гендиректора Rambler, для провайдеров спам – тоже головная боль, потому что он создает дополнительные нагрузки в Сети. По оценкам специалистов почтовой службы Rambler, хранение забитых спамом ящиков занимает порядка терабайта дискового пространства. В целом по индустрии объем засоренного нежелательными рассылками пространства оценивается в несколько терабайтов, что сопоставимо с общим объемом русскоязычных интернет-ресурсов. Кроме того, интернет-компании постоянно вынуждены нести расходы на разработку и усовершенствование систем по борьбе со спамом. По самым скромным оценкам, доход спамерских компаний может составлять до нескольких миллионов долларов в год, однако эта сумма несопоставима с тем ущербом, который эта небольшая, но сверхприбыльная отрасль наносит обществу и экономике.

Как подчеркнул Игорь Ашманов, по оценкам компании «Ашманов и Партнеры», всего в Рунете рассылается 25-30 млн. спамерских сообщений в день, и это число быстро растет. По самым скромным оценкам, объем спамерского бизнеса в России составляет €100-150 тыс. в месяц, или примерно €1-2 млн. в год. То есть, объем этого бизнеса сравним с объемом рекламного рынка в Рунете (который в 2002 году оценивался в €5-7 млн.).

Игорь Ашманов

«Спам – это тот случай, когда реклама становится вредной», - подчеркнул Иван Засурский. По его словам, спам представляет собой классический случай экономической проблемы, конфликта интересов, и до тех пор, пока несанкционированное распространение листовок и спама не станет наказуемым, искушение воспользоваться такого рода рекламой будет для малого и среднего бизнеса слишком сильным. По мнению г-на Засурского, «необходимо, чтобы произошла некоторая эволюция бизнеса», чтобы использовалась более цивилизованная практика привлечения клиентов. Для почтовой службы Rambler спам означает «недополученные возможности и упущенные конкурентные преимущества» - объем почтовых ящиков можно было бы увеличить до 25 МБ вместо 15 МБ.

Борьбу со спамерами планируют вести по четырем направлениям: это просветительская деятельность (донести до общественного сознания весь вред спама и необходимость бороться с ним), организационная деятельность (противодействие спаму на всех уровнях - от конечного пользователя до операторов услуг и провайдеров, рекламодателей и государства), применение технологических мер (использование программных средств фильтрации, «черных списков» и т.п.) и внесение соответствующих поправок и дополнений в существующее законодательство. Безусловно, для того, чтобы все эти меры принимались и были эффективными, требуется взаимодействие разных субъектов и активная позиция всех участников, подчеркнул г-н Якушев. С ним согласен и Игорь Ашманов: по его словам, основные игроки Рунета должны сотрудничать технически (это выработка совместных механизмов фильтрации, обмен данными, установка общих систем сбора сигнатур), создавать общее информационное пространство, создавать спаму законные альтернативы: принять стандарты «легальных» рассылок.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Директор по развитию бизнеса национальной почтовой службы Mail.ru Татьяна Желонкина назвала спам прямой угрозой бизнесу своей компании, подчеркнув, однако, что у Mail.ru есть серьезные возможности для борьбы с ним, и эта борьба будет расширяться, в том числе, и за счет просветительской роли. Кроме того, в результате внедрения программы «Антиспам» этим летом количество приходящего к пользователю спама на Mail.ru уменьшилось примерно в 7-8 раз, из чего, по оценкам специалистов компании, можно предположить, что продуктивность спамерского бизнеса в России упала, минимум, в 1,5-2 раза.

Татьяна Желонкина”   TITLE=

По словам г-на Якушева, немаловажное значение имеет и использование международного опыта борьбы со спамом – российское законодательство необходимо гармонизировать с зарубежным, заключив договора и соглашения о том, как реагировать на трансграничный спам.

Все основные игроки Рунета подчеркивают необходимость законодательно бороться со спамом. Это касается, в первую очередь, законодательства о рекламе – запрета на рассылку рекламных сообщений путем спама, а также кодекса об административных правонарушениях, подразумевающего административную ответственность за подобные действия. Изменения и дополнения, по мнению специалистов, должны быть внесены и в законодательство о связи (речь идет о правилах оказания услуг телематических служб, связанных с пересылкой электронной почты), в уголовно-правовые нормы, связанные с деятельностью спамеров. Что касается процессуального законодательства, то здесь встает вопрос о допустимости доказательств применительно к почтовым рассылкам и уточнения процессуальных особенностей рассмотрения дел, связанных с использованием информационных технологий. Уточняющих корректировок требуют и вопросы правового статуса информации и правовых условий для ее распространения, законодательство о массовой информации, о почтовой связи и налоговый кодекс.

По оценкам компании «Ашманов и Партнеры», на принятие соответствующих законов уйдет, как минимум, полгода, на применение законов – еще год, на создание легальных альтернатив спаму – 1-2 года, а пропаганда неэтичности спама займет 2-3 года.

Георгий Джабиев, T1 Cloud: «Отчуждаемое» облако — новая модель аренды ИТ-инфраструктуры для крупного бизнеса и государства
Маркет

Пока же у российских спамеров перспективы довольно радужные. По словам Игоря Ашманова, в ближайшие два года объем спама, как минимум, удвоится. По оценкам компании, в России рассылается примерно 15-30 млн. спамерских сообщений в день, и это самая консервативная оценка (для сравнения – в мире этот показатель достигает 5-10 млрд. нежелательных писем в день). Пик спама в Рунете «Ашманов и Партнеры» прогнозируют на 2004 год, далее же должно произойти снижение его доли – за счет повсеместной установки фильтров и законодательной борьбы.

Источник: собственная информация CNews.ru.