Разделы

Интернет Веб-сервисы

С концерта на выставку: рынок офлайн-развлечений восстановился благодаря инфляции и «импортозамещению»

Консалтинговая компания OKS Labs (by Okkam) совместно с крупнейшими билетными операторами — «Яндекс Афишей», Kassir.ru и «МТС Live» — изучила российский рынок офлайн-развлечений, структура которого существенно изменилась в результате шоков 2020 и 2022 гг. Исследование основано на официальной отраслевой статистике, информации из открытых источников и данных вышеупомянутых агрегаторов. Об этом CNews сообщили представители OKS Labs.

Отправной точкой исследования стал 2019 г., когда индустрия развлекательных мероприятий достигла расцвета. Первый удар по рынку нанесла пандемия: в 2020 г. на фоне ковидных ограничений продажи билетов на офлайн-мероприятия сократились почти в три раза, со 190 до 65 млрд руб. По мере снятия ограничений рынок начал восстанавливаться, однако в 2022 г. столкнулся с новыми вызовами. Из-за санкций бизнес лишился значительной части зарубежных поставщиков контента: в первую очередь пострадали сегменты концертов, кинотеатров и спортивных мероприятий.

Тем не менее рынок во многом смог перестроиться: в 2023 г. его объем увеличился на 44% в денежном выражении и таким образом продажи достигли допандемийного уровня в деньгах (189 млрд руб. против 190 млрд руб.). Согласно прогнозу OKS Labs и партнеров исследования, в 2024 г. объем рынка достигнет 227 млрд руб. и на 20% превысит показатели пятилетней давности.

Посещаемость мероприятий восстанавливалась не так быстро, а в 2022 г. наблюдался некоторый откат. В 2024 г. количество проданных билетов будет отставать от допандемийного уровня на 13%, в следующем году разрыв сократится до 7%. Сказывается дефицит контента: отсутствие иностранных артистов, уход крупных кинокомпаний, отстранение российских спортсменов от международных соревнований и отмена самих соревнований в России. Кроме того, к снижению посещаемости привело распространение системы Fan ID на футбольные матчи РПЛ.

Факторы роста

Возвращению продаж на докризисный уровень способствовали несколько факторов.

Рост цен на билеты из-за увеличения издержек бизнеса. Проведение мероприятий с каждым годом все накладнее: подорожали коммунальные услуги, аренда площадок, логистика, оборудование и пр. Соответственно растут и заработные платы специалистов, занятых в индустрии.

Переключение аудитории на сегменты, которые не пострадали из-за ухода иностранных игроков. Это отчетливо видно по изменившейся структуре рынка: если в 2019 году лидерами были кинотеатры с долей 29%, концерты (25%) и театры (15%), то в 2023 году интерес потребителей сместился в сторону театров (23%). Доля кинотеатров снизилась до 21%, концертов — до 22%, доля музеев и выставок выросла с 14% до 17%. Высокий спрос на театральные и выставочные проекты также повлиял на стоимость билетов.

Ожидается, что в 2024 г. концертный сегмент заработает 53,5 млрд руб. (+28% год к году). Это станет возможным благодаря инфляции и переключению зрителей на отечественных артистов. Театры сохранят второе место, их сборы по итогам 2024 года составят 48,8 млрд рублей (+14%). Сборы кинотеатров могут достичь 45,2 млрд руб. (+16%), а объем музейно-выставочного сегмента — 38,2 млрд руб. (+19%). Оборот от продажи билетов на шоу увеличится до 9,8 млрд руб. (+30%), на спортивные соревнования — до 11,7 млрд руб. (+26%), на детские мероприятия — до 8 млрд руб. (+13%).

Государственная поддержка в виде программы «Пушкинская карта». В 2023 г. на финансирование федерального проекта было выделено 16 млрд руб., в 2024 г. — 12,5 млрд руб. Согласно проекту бюджета, в 2025 г. на финансирование «Пушкинской карты» заложено почти 12,2 млрд руб., в 2026 г. — 22,7 млрд руб., в 2027 г. — 26,8 млрд руб. В программе участвуют 12 тыс. учреждений и 9,6 млн молодых россиян, которые только в 2023 г. приобрели почти 30 млн билетов. Большая часть покупок пришлась на кино (40%), на втором месте театры (25%), за ними следуют музеи (17%).

Дорогое удовольствие

Цены на билеты и их динамика варьируются в зависимости от сегмента рынка. Самым дорогим видом досуга в 2023 г. были концерты из-за высоких затрат на организацию мероприятий. Следом идет сегмент шоу, где высокая средняя цена билета обусловлена дорогими форматами (ледовые, цирковые представления).

Самым бюджетным вариантом остаются выставки и музеи, поскольку большинство музеев — государственные учреждения с финансированием из бюджета. Однако увеличение издержек и возросший спрос со стороны посетителей влияют и на этот сегмент: в 2021–2023 гг. билет на выставку подорожал в среднем на 13%.

Посещение спортивных мероприятий стало дешевле в среднем на 7% — сказалось отсутствие международных турниров. При этом цены на внутренние соревнования продолжают расти.

Каналы продаж

Илья Захаров, «Группа Астра»: Современный мониторинг должен отслеживать деньги, а не серверы
Цифровизация

Почти две трети (64%) продаж билетов в денежном выражении приходится на онлайн-каналы — витрины билетных операторов и сайты организаторов. У этого есть несколько причин: высокое проникновение интернета и мобильных устройств; удобство онлайн-покупки (возможность выбора, сравнения цен и т.д.); активное развитие билетных операторов.

Традиционные каналы продаж больше характерны для музеев и выставок, онлайн-каналы преобладают в сегменте концертов и шоу. На выбор способа покупки влияют расписание мероприятий, удаленность площадки от места проживания, эксклюзивность события, присутствие билетного оператора в регионе.

Интернет-платформы играют все более важную роль в реализации билетов. За пять лет совокупная доля крупнейших агрегаторов — «Яндекс Афиши», «МТС Live» и Kassir.ru — выросла в два раза, с 18% до 35% (доля GMV трех игроков с учетом кино). При этом аналогичная доля без учета кино достигла 43% в 2023 г. Бизнес развивается за счет поглощения билетных систем и более мелких операторов; консолидации организаторов мероприятия, которые получают доступ к широкой аудитории при размещении на витринах операторов; запуска собственных мероприятий и строительства площадок. Кроме того, билетные операторы привлекают удобством: в одном месте покупатель получает богатый выбор и кешбэк от экосистем.

Прогнозы

В среднесрочной перспективе рынок офлайн-развлечений сохранит положительную динамику. Согласно прогнозу OKS Labs и партнеров, в 2024 г. индустрия может рассчитывать на 20%-ный рост в денежном выражении, в 2025 г. — на прирост в 17%. Эксперты ожидают, что в 2025 г. все сегменты продолжат расти двузначными темпами: концерты +23%; театры +12%; кинотеатры +19%; музеи и выставки +12%; шоу +21%; спорт +17%; детские мероприятия +15%.

Что мешает операторам связи быстро внедрять новые тарифы для абонентов
Телеком

Главным драйвером останется инфляция. Кроме того, на динамику продаж внутри сегментов будут влиять такие факторы, как популярность отдельных форматов (например, мюзиклов и стендапа), эффект высокой базы у театров, музеев и выставок, бум внутреннего туризма, увеличение числа кинорелизов с выручкой более 500 млн руб.

Марина Шипова, директор OKS Labs (by Okkam), руководитель практики медиа, спорта и развлечений: «Несмотря на развитие рынков онлайн-развлечений и кризисы последних лет, офлайн-развлечения играют важную роль в экономике: ежегодно число продаваемых билетов превышает 400 млн штук. В 2022 г. отрасль столкнулась с серьезными вызовами — уходом с рынка зарубежных производителей контента и ростом издержек на организацию мероприятий. С другой стороны, их частично уравновешивает развитие экосистем и агрегаторов, упрощающих покупку билетов, а также тренд на трату денег на развлечения внутри страны. Одна из целей исследования — понять, как рынок справляется с текущими вызовами и что ждет его в ближайшем будущем».

Энрико Мазавришвили, директор по развитию бизнеса «Яндекс Афиши»: «С конца 2022 г. «Яндекс Афиша» развивается не только как билетный оператор, но и продюсер собственных шоу, мюзиклов, выставок, фестивалей и других типов мероприятий. Инвестиции в такие проекты быстро растут: в 2024 г. мы выпустили сами и с партнерами 12 проектов, вложения в них составили один млрд руб. По данным исследовательской компании GfK, Яндекс Афиша — самый популярный билетный оператор в России: опрос показал, что 15% жителей городов покупают билеты именно на нашем сервисе, что заметно больше, чем у ближайшего конкурента. Другие данные также это подтверждают: за 9 месяцев 2024 г. мы продали 13,3 млн билетов — больше, чем любой другой билетный оператор в России. У рынка развлечений в нашей стране большой потенциал, в том числе за счет того, что потребители открывают для себя и своей семьи разные виды развлечений: заядлые театралы выбирают мюзиклы, спортивные болельщики ходят с детьми на елки и на катки, а с друзьями — на стендап-шоу. По данным GfK, больше половины жителей городов регулярно ходят на развлекательные мероприятия, и доля тех, кто регулярно посещает минимум три типа таких мероприятий, за последние два года заметно выросла. Поэтому серьезное преимущество «Яндекс Афиши» в том, что мы максимально диверсифицировали предложение для потребителей — это один из очень немногих агрегаторов, который предлагает билеты и в театр, и в кино, и на хоккейный матч».

Михаил Минин, генеральный директор «МТС Live»: «Это исследование является примером высококачественной и независимой аналитики, способной внести значительный вклад в развитие отрасли. Благодаря подобному анализу все некачественные исследования теряют свою актуальность и становятся невалидными, что является важным шагом к повышению стандартов в нашей сфере. Рынок показывает позитивную динамику, тем не менее, в индустрии есть проблемы, которые нужно решать: отмены мероприятий из-за неподтвержденных «черных списков» артистов, отсутствие иностранных артистов, масштабное внедрение именных билетов, высокая активность мошенников. Для борьбы с одной из самых острых проблем рынка - спекуляцией - мы предложили несколько мер. Например, блокировку сайтов-двойников театров на основании соответствующих заявлений учреждений культуры — инициатива была озвучена на заседаниях двух рабочих групп Общественного совета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Также «МТС Live» дополнили данными методику проверки ботов ИИ Cybert, и теперь она распознает и модерирует поведение пользователей на билетных витринах и сайтах театров. Таким образом получилось обучить систему блокирования ботов в работе с театральным рынком, и теперь сайты и витрины защищены от различного вида кибератак».

Елена Глуховская, генеральный директор ГК Kassir.ru: «На российском рынке развлечений происходит постепенная консолидация основных активов между крупными билетными агрегаторами. Это показывает и наше исследование: доля продаж ведущих билетных операторов составляет более 40% от всего рынка (без учета кино) и продолжает расти. Локальным билетным операторам сложно конкурировать с федеральными игроками, и их доля на рынке будет падать, при этом роль D2C-канала будет только расти, и это основное наше отличие от западных рынков, где царит в лучшем случае олигополия вертикально-интегрированных билетных операторов. Рынок меняется, и мы меняемся вместе с ним. Конечный потребитель от этого всегда выигрывает, получая лучший контент, лучший выбор и лучший сервис».