Разделы

Техника

Вместо всех планов – в магазин. Из-за курса рубля в России резко дорожает техника. Возможен дефицит. Опрос

В России уже в самом скором будущем очень сильно подорожает бытовая техника. Производители, российские и зарубежные, уже поднимают отпускные цены на 10%, и ритейлеры на пару с дистрибьюторами тоже вполне могут сделать то же самое. Причины – слабый курс рубля, который в последние недели демонстрирует быстрое падение. Также есть риск образования дефицита.

Рубль вниз – цены вверх

Отечественные и зарубежные вендоры бытовой техники уведомили ритейлеров и дистрибьюторов о повышении отпускных цен в среднем на 10%, пишет «Коммерсант». Причин у такого решения ровно две – это те же самые причины, по которым россияне едва ли не каждый день удивляются проиндексированным ценам в магазинах и больше не могут взять машину или жилье в кредит по вменяемым процентным ставкам.

Первая причина, которую озвучили производители – это слабый курс российской валюты. За последние недели рубль заметно подешевел по отношению к основным валютам мира – его курс теперь трехзначный, и к моменту выпуска материала он стоил менее 1 американского цента.

Другими словами, установленный ЦБ РФ курс доллара на 28 ноября 2024 г. составлял 108 руб. Это почти исторический рекорд – хуже было лишь в марте 2022 г., когда за 1 американский доллар давали почти 120 российских рублей.

Обычный холодильник в кредит под гигантские проценты - скоро подобное может стать частью российской действительности

Вторая причина, по которой производители техники решили поднять цены – это ключевая ставка Центробанка. Чем она выше, тем дороже потребкредиты и ипотеки для частных лиц, а также бизнес-займы для предпринимателей. На 28 ноября 2024 г. ключевая ставка составляла 21%, что уже является рекордом за последние 12 лет, и пока сохраняются предпосылки для ее дальнейшего роста.

Кто первый

В числе тех, кто раньше других открыто заявил о подорожании своей продукции, оказалась французская компания «Группа "СЕБ-Восток"», пишет «Коммерсант». Она владеет правами на известные каждому россиянину бренды – Tefal, Rowenta, Krups и многие другие. В ноябре 2024 г. она направила ритейлерам и дистрибьюторам уведомления об индексации цен в среднем на 10% с января 2025 г. «из-за роста стоимости комплектующих, логистических трат и увеличения стоимости оборотного капитала». То, насколько именно вырастет в цене то или иное устройство, будет зависеть от его категории.

Вслед за «Группой "СЕБ-Восток"» аналогичное заявление сделала компания IPH appliances, принадлежащая турецкому холдингу Arcelic, у которого в активе также три американских завода в Липецке и бренды Beko, Indesit, Grundig и пр. IPH appliances поднимает отпускные цены на всю свою продукцию с 2 декабря 2024 г., притом как импортную, так и на локальную. Как сильно вырастут ее расценки, IPH appliances не сообщила.

Российские компании идут в этом де направлении. Так, Генеральный директор компании Kuppersberg Дмитрий Шашкин сообщил «Коммерсанту» о повышении цен на 10% с 2 декабря 2024 г. «Последние два месяца мы старались сдерживать рост, однако текущие условия больше не позволяют этого делать», – сказал он.

Российский бренд бытовой техники Vard (в прошлом – Electrolux в России) и вовсе запланировал сразу два этапа повышения цен с минимальным промежутком между ними. Первый назначен на декабрь 2024 г., а второй состоится в январе 2025 г. «В текущих условиях будем вынуждены корректировать цены, что, несомненно, отразится на цене для конечного потребителя», – заявил изданию гендиректор Vard Алексей Беляков, не сообщив, как сильно подорожает техника Vard.

К основным причинам удорожания продукции представители Vard и Kuppersberg отнесли ключевую ставку ЦБ, курсы валют и логистические затраты.

История повторяется

Письма производителей техники с уведомлением о росте отпускных цен становятся традицией. Аналогичные извещения они направляли ритейлерам и дистрибьюторам и 2023 г.

На тот момент в письмах говорилось о подорожании на 10-15%. Что касается основных причин, то за год ничего не изменилось – рост цен как сейчас, так и тогда вендоры связывали с курсом валют. В то же время ключевую ставку Центробанка упоминали реже – вероятно, потому, что она была намного ниже. В августе 2023 г. она составляла 8,5%, в сентябре 2023 г. выросла до 12%, через месяц – до 13%, а в декабрю 2023 г. поднялась сначала до 15%, а затем и до 16%.

Но в 2023 г. опрошенные изданием эксперты не сомневались, что итоговые цены (которые покупатели видят на ценниках), «сдержат отечественные бренды и локализованные производства иностранных компаний». Сейчас таких заявлений уже нет, ведь российские компании тоже решили поднять отпускные цены.

Дальше только хуже

Приведенная «Коммерсантом» статистика дистрибьютора «Марвел-Дистрибуция» гласить, что за первые девять месяцев 2024 г. в России было продано 3 млн стиральных машин, которые подорожали в среднем на 4% год к году (средняя цена достигла 31 тыс. руб.). Холодильники, коих было реализовано 2,7 млн, за тот же период стали в среднем на 6% менее доступными для россиян (средняя цена – 39 тыс. руб.). На те же 6% (до 34 тыс. руб. в среднем) подорожали и посудомоечные машины

Собеседник издания среди дистрибьюторов уверен, что на фоне слабости рубля и гигантской ключевой ставки вся без исключения потребительская электроника уже в январе 2024 г. может подорожать более чем на 20%. «Сейчас ритейлеры и дистрибуторы распродают ту технику, которая была закуплена по курсу 85 руб. за доллар. Когда складские запасы закончатся, компании будут уменьшать закупки», – отметил он.

Станислав Дарчинов, НКК: Мы имеем все необходимые ресурсы для реализации сложных комплексных проектов
Бизнес

«Изменение цен на импортную технику зависит от дальнейшей динамики курса валют. На данный момент мы не наблюдаем значительного подорожания бытовой техники и электроники. Все происходящие изменения соответствуют ожидаемой динамике рынка, – сообщили CNews представители «М.Видео-Эльдорадо». – В преддверии «высокого сезона» на рынке потребительской электроники все крупные ритейлеры заранее планируют промо-активности, и закупают товар под них в достаточном количестве».

Представители «Ситилинка» от комментариев отказались.

Дефицита не избежать?

Рост цен на технику – не единственное, что ждет Россиян уже в самом скором будущем. Другой собеседник издания среди дистрибьюторов сообщил, что некоторые ритейлеры и даже дистрибьюторы уже сейчас заняты оптимизацией расходов, которая уже весной 2025 г. может вылиться в исчезновение ряда брендов потребительской электроники с полок российских магазинов.

Аналогичного мнения придерживается и гендиректор Vard Алексей Беляков. Он сообщил изданию, что «уже сейчас появляется дефицит некоторых брендов бытовой техники из-за проблем с кредитованием и платежами».

В середине ноября 2024 г. CNews писал также, что российские производители бытовой техники намерены на треть сократить объемы выпуска продукции. Причины – курс рубля и ключевая ставка Центробанка.


Геннадий Ефремов