Разделы

Наука

В Москве прошел форум «ИТ в стратегии развития российских компаний»

В Москве прошел первый международный форум «Информационные технологии в стратегии развития российских компаний», организованный Adam Smith Conferences. Ведущие промышленные и финансовые компании России, а также представители крупнейших западных корпораций обменивались на нем опытом построения корпоративных ИТ-систем и разработки корпоративных ИТ-стратегий. Целью форума стало стремление собрать ИТ-руководителей из широкого спектра отраслей для того, что бы они могли обсудить общие проблемы и поделиться опытом, а также встретиться с представителями ведущих зарубежных и российских поставщиков информационных систем и решений. Уже сейчас можно утверждать, что общение получилось продуктивным и открытым – в процессе заседания практически все доклады активно обсуждались как в рамках форума так и в неформальных дискуссиях. Отметим лишь несколько основных докладов, сделанных первыми лицами российских и западных компаний. Первый вице-президент группы компаний IBS и генеральный директор компании IBS Сергей Мацоцкий в выступлении описал свое видение роли ИТ в российских компаниях на сегодняшний день, и отличия процесса внедрения ИТ-системы в России и на Западе. По его мнению, на сегодняшний день одной из главных проблем современного бизнеса является кадровый вопрос. Сложившиеся коллективы в крупных компаний нацелены, большей частью, не на командную и стабильную работу, а на совершение каждодневного подвига во имя прибыли, контрактов или просто операционной деятельности. По опыту IBS, после серьезного процесса внедрения информационных технологий в крупной компании, и грамотно проведенного процесса автоматизации, происходят не только изменения в бизнесе компании, но и в кадровом составе. Так, Мацоцкий привел в пример один проект, реализованный IBS, который привел к практически полному вымыванию из компании среднего управляющего звена. Этот слой управленцев, состоящий из начальников отделов, заместителей руководства подразделений и так далее, оказались неспособны к работе в режиме реального управления компанией. Их способности по ежедневной «накачке» сотрудников на трудовые подвиги оказались не нужны в условиях грамотно работающей ИТ-системы предприятия. «Информационные технологии, по моему мнению, это именно тот ресурс и то средство, которое способно обеспечить реальное управление компанией», - заявил Сергей Мацоцкий. Однако, по словам аналитика РБК СОФТ Олега Грановского, именно это часто и является тормозом внедрения современных технологий, поскольку среднее управленческое звено осознает свою реальную ненужность для бизнеса, и всячески препятствует любым нововведениям."

Генеральный директор российского представительства корпорации SAP в СНГ и странах Балтии Алексей Шлыков в своем докладе отметил роль комплексной системы управления бизнесом как стержневого элемента стратегии развития компании. За последнее десятилетие в самой компании SAP происходили постоянные и серьезные изменения. Старый подход к ИТ, в рамках которого каждое подразделение создавало собственную систему управления своеобразную для каждого департамента и отвечающую только его потребностям, уступил место единой структуре управления.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

С точки зрения SAP, комплексная система управления (КСУ) – это мощный инструмент реализации воли руководства и менеджмента к имеющемуся ресурсу компании. Для реального успеха проекта по ее внедрению строго необходимо наличие у объекта внедрения либо реального и заинтересованного собственника, либо реальной государственной необходимости в случае органов госвласти. Алексей Шлыков отметил множество факторов риска, возникающих в процессе внедрения КСУ. Это и неправильная мотивация при выборе системы, неверный выбор руководства проекта со стороны топ-менеджмента, а также отсутствие заинтересованности у высшего уровня управления. По словам Алексея Шлыкова, настолько серьезные проекты невозможно делать параллельно с чем-то еще, и если у руководителя внедрения есть дополнительные обязанности, или руководство компании проводит еще какие-то преобразования, то исходя из опыта SAP, проекту внедрения КСУ придется очень и очень нелегко. Среди выводов, сделанных Шлыковым стоит отметить несколько ключевых моментов. По его мнению, русская специфика в работе крупных компаний – миф, и с определенной точки развития бизнеса внедрение КСУ необходимо. Кроме того, несмотря на распространенное мнение, эффективность внедрения все же можно просчитать, как и сроки окупаемости, а факторы риска должны учитываться руководством с максимальной степенью внимания. Вице-президент компании ТНК-ВР по информационным технологиям Ричард Эймс (Richard Ames) рассказал о сложностях и особенностях взаимоотношений правления и совета директоров с ИТ-службой в крупных международных компаниях. По его мнению, одним из важнейших факторов в успешной работе корпоративной ИТ-системы является доверие руководства компании к службе ИТ. Часть высшего руководства, по его словам, всегда озабочена вопросом о том, почему происходит постоянный рост расходов на информационные технологии. Кроме того, нередко даже самые дорогостоящие инвестиции в крупных компаниях терпят провал. Как считает Ричард Эймс, важными факторами успеха является четкое выстраивание структуры вложений в ИТ. Кроме того, ИТ должны ориентироваться не на информационные цели, а на выполнение бизнес-задач компании. Также должны быть четко прописаны бизнес-процессы внутри компании. Для того, что бы высшее руководство с большим пониманием относилось к необходимости инвестиций в ИТ, необходимо, по его мнению, гораздо четче, сем это сейчас принято, описывать потенциальные и реальные выгоды для компании от этих процессов. «Необходимо дать понять бизнесу, за что же он платит деньги, - говорит Ричард Эймс. Во многих организациях к службе ИТ уже потеряно доверие, но эту проблему можно решить, а совет директоров должен рассматривать эту структуру как партнера». Заместитель генерального директора «Аэрофлот Российский Авиалинии» Сергей Кирюшин рассказал о тех ИТ-проектах, которые сегодня ведутся в компании. По его словам «Аэрофлот» выстроил собственную политику модернизации ИТ-службы, четко основываясь на глобальной стратегии развития компании. На сегодняшний день «Аэрофлоту» необходим собственный центр обработки информации в московском регионе, и уже сейчас ведутся работы по его созданию. Кроме того, намечено и использование различных ИТ-услуг на основе аутсорсинга у сторонних компаний. На сегодняшний день в компании идет процесс выбора центральной системы продажи билетов взамен устаревшего «Габриэля», внедряются новые технологии для расчета коммерческих показателей бизнеса, а также комплексное внедрение системы SAP в бухгалтерии компании.

Источник: собственная информация CNews.ru.