Разделы

Бизнес Телеком

Российские разработчики биллинга могут остаться без работы

Объявленные на прошлой неделе итоги конкурса ОАО «Связьинвест» несколько всколыхнули ситуацию на российском телекоммуникационном рынке. Методы проведения тендера не нравятся большей части опрошенных CNews.ru специалистов. Однако российские производители ПО для биллинга разделились на тех, кто, услышав магическое слово «Связьинвест», отказывался от комментариев, не желая выступать оппонентом монополиста. Те же, кто в результате прошедшего конкурса рискует потерять многое, бросались на защиту «интересов российского бизнеса от иностранных интервентов», а точнее - своего бизнеса в России от зарубежных конкурентов. Таких, прямо скажем, было мало.
Напомним, что на днях конкурсная комиссия (в которую входили представители ОАО «Связьинвест», представители всех МРК и ОАО «Ростелеком») признала победителем конкурса по выбору генерального консультанта по внедрению АСР консалтинговое подразделение IBM Business Consulting Services компании IBM EE/A; а победителем конкурса по выбору единой АСР для внедрения в зависимых обществах ОАО «Связьинвест» - компанию Amdocs, чье предложение предполагает реализацию внедрения биллингового решения генеральным подрядчиком IBM BCS. Компания Amdocs является ведущим мировым поставщиком систем биллинга и CRM. Решения Amdocs охватывают все бизнес-процессы работы с клиентами - маркетинг, продажи, обработку и выполнение заказов, биллинг, оплату счетов и погашение задолженностей, сервис, поддержку и анализ. В компании работает более 9 тыс. специалистов в 40 странах мира. В 2003 году общий годовой доход Amdocs составил около $1,5 млрд. По словам заместителя генерального директора ОАО "Связьинвест" Евгения Юрченко, внедрение единой биллинговой системы от Amdocs позволит консолидировать финансовую и статистическую информацию об услугах, предоставляемых межрегиональными компаниями связи, и повысить эффективность их работы.

Информация о финансовых условиях тендера не разглашается, но, по экспертной оценке, стоимость первоначально закупаемого ПО и оборудования составит не менее $100 млн. Представители компании Amdocs в беседе с CNews.ru не захотели комментировать эти цифры, однако отметили, что ничего удивительного в победе Amdocs в тендере "Связьинвеста" нет. «В настоящее время система Amdocs работает у четырех из пяти крупнейших операторов Германии, примерно такая же ситуация складывается в США и в ряде других стран, поэтому мы не видим ничего странного в перспективах масштабного продвижения наших продуктов на российский рынок», - отметил наш собеседник, пожелавший остаться неназванным.

Пресс-служба IBM пока воздержалась от комментариев по поводу своей победы в тендере в качестве генерального консультанта. «Пока объявлены лишь итоги конкурса, и мы намерены вернуться к этой теме только после объявления о подписании соответствующего соглашения на обозначенные услуги», - рассказали CNews.ru в IBM.

Между тем, ряд аналитиков оценивают финансовые масштабы проекта приблизительно в $500 млн. (Возвращаясь к теме внедрения ПО Orаcle в «Связьинвесте», отметим, что аналитики называли его крупнейшим российским ИТ-проектом: общая стоимость 70 тыс. лицензий для всех МРК составляет $153 млн., что соответствует 80% совокупной чистой прибыли холдинга, полученной за 2002 г.) Впрочем, для того чтобы оценить примерные масштабы проекта и значение победы Amdocs как производителя биллинговых систем в этом тендере, вовсе не обязательно быть «продвинутым» аналитиком. Достаточно посмотреть, что в структуру холдинга «Связьинвест» (когда-то объединившего 72 оператора) сегодня входят 7 межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК). Это ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «ЮТК», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь», национальный оператор междугородной и международной связи ОАО «Ростелеком», 6 операторов связи, не участвовавших в процессе реорганизации, и отраслевой институт ОАО «Гипросвязь». Региональные операторы представляют услуги традиционной телефонии и новые виды связи (интернет, передачу данных, мультимедиасвязь) практически всему населению России, а сети дочерней компании ОАО "Ростелеком" связывают жителей страны с 211 государствами мира. На предприятиях «Связьинвеста» работает свыше 350 тыс. человек.

Разумеется, каждый из этих операторов должен и умеет считать деньги своих абонентов, и в этом им помогает биллинговая система, у каждой из которых есть свой производитель (чаще всего, российский, поскольку отечественный программный продукт стоит дешевле). Разумеется, каждый из разработчиков заинтересован в развитии своего продукта у оператора, расширении функционала ПО, оказании сервисных услуг - то есть, в получении денег со своего клиента. С заменой существующего у операторов биллинга на ПО Amdocs разработчики биллингового ПО теряют своих клиентов в компаниях «Связьинвеста». Более того, для них практически закрывается рынок новых российских заказчиков: остается лишь небольшое количество не вошедших в «Связьинвест» операторов. Такая ситуация, разумеется, не может порадовать российских программистов.

CNews.ru попытался поинтересоваться мнением разработчиков биллинговых систем о ходе тендера, но, как уже отмечалось, мало кто решился «вслух» прокомментировать выбор «Связьинвеста». Основная причина – нежелание «светиться» в качестве оппонента этой структуры, от которой часто зависит принятие важных для бизнеса разработчиков решений.

Желание выразить свое недовольство итогами тендера высказала Ассоциация CBOSS. Что, в общем-то, не удивительно. Видимо, просчитывая исход данного конкурса, эта компания в последнее время, делала ряд шагов, с одной стороны, свидетельствовавших о намерении заявить о себе как о международной компании, не очень-то заинтересованной в российских клиентах. С другой стороны, эпатируя рынок, она старалась привлечь внимание не только новых зарубежных клиентов, но и «ускользающих» российских заказчиков и «Связьинвеста».

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Как рассказали CNews.ru в пресс-службе Ассоциации CBOSS, компания неоднократно направляла в "Связьинвест" письма с предложением включить ее в состав участников конкурса, однако так и не была включена, несмотря на то, что она уже работает с рядом дочерних компаний "Связьинвеста". «Странно осознавать, что ни один российский поставщик биллинговых решений в тендере не участвовал, в том числе - и наша компания, которая является крупнейшим российским разработчиком интегрированных высокотехнологичных решений в сфере телекоммуникаций», - отмечается в официальном комментарии пресс-службы компании. По мнению CBOSS, конкурс был «несправедливым и нерыночным»: в компании утверждают, что ее ПО не уступает выбранным решениям ни по функциональности, ни по масштабируемости, ни по надежности. Более того, у CBOSS имеется опыт успешной конкуренции с выбранным "Связьинвестом" поставщиком в зарубежных проектах. Наконец, «обозначенный аналитиками масштаб сделки – до $500 млн. долларов – ошеломляет, - считают в компании. - Мы могли бы предложить аналогичное решение за в несколько раз меньшую сумму, причем на более привлекательных условиях оплаты по сравнению с заявленным режимом "утром деньги, вечером стулья". Кроме того, гарантированные сроки внедрения нашей системы также были бы в несколько раз короче, чем три года, объявленные в итогах конкурса». По мнению CBOSS, речь идет о значительной сумме, которая могла бы остаться в отечественной экономике, пойти на организацию новых рабочих мест в высокотехнологичной отрасли, весьма существенной для конкурентоспособности страны. «В условиях, когда столь крупные контракты будут постоянно утекать из страны, России придется очень долго ждать удвоения ВВП», - считают в компании.

Впрочем, дело здесь не столько в качестве того или иного биллингового продукта: ведь основная причина покупки «Связьинвестом» одного из самых дорогих и признанных решений в области биллинга – стремление поднять в цене свои акции. «В России, безусловно, есть достойные биллинговые решения, - отметил, беседуя с корреспондентом CNews.ru, директор по развитию ЗАО «Нижегородская Сотовая Связь» (НСС) Анатолий Пономаренко. – Российские разработчики ценятся на мировом рынке, и во многих МРК сегодня работают неплохие системы». Однако, по его словам, «Связьинвест» стремится увеличить стоимость компании, поэтому и принимает решения по приобретению систем известных брендов: Oracle, Amdocs. «Да, холдинг переплачивает и лишает поддержки отечественный интеллектуальный потенциал, но при этом - зарабатывает на стоимости своих акций», - говорит г-н Пономаренко. При этом он уверен, что для российских разработчиков рынок не потерян, они найдут клиентов для продажи своих продуктов: «Это будут те компании, которым нужна эффективность решений и вложений без оглядки на «лейбл», и таких компаний тоже немало».

Впрочем, видимо, для «Связьинвеста» бушующие на рынке разработчиков страсти – не более чем мышиная возня, ведь если не были оспорены результаты проведенного вообще без тендера выбора ПО Orаcle, то конкурс на поставку единой биллинговой системы для компаний связи холдинга, на первый взгляд, выглядит вполне в рамках правового поля.

Источник: собственная информация CNews.ru.