Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Регионы РФ находятся в авангарде электронной торговли

28 апреля в здании Белгородского Государственного Университета состоялась научно-практическая конференция «Региональные системы электронных закупок: становление, результаты, развитие». Организаторами конференции выступили Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и областное государственное учреждение «Белгородский информационный фонд» при поддержке аппарата губернатора Белгородской области. В ее работе приняли участие более 50 представителей из 22 субъектов Российской Федерации. Своей целью научно-практическая конференция ставила сравнение результатов деятельности торговых площадок, обмен опытом в решении нормативно-правовых вопросов и урегулировании прав участников торгов, а так же обсуждение результатов применения электронно-цифровой подписи.

Несколько дней назад губернатор Белгородской области Е.С.Савченко, объявляя о создании управления областных муниципальных закупок, затронул вопрос создания абсолютно антикоррупционной среды, отметив, что внедрение систем электронных тендерных торгов приводит к минимизации человеческого фактора в государственных закупках, так как они всегда были питательной средой для экономических преступлений. К сведению, В США объем закупок, проведённых с использованием электронных тендеров вырос с $55 млрд. в 2002 до $123 млрд. в 2003 году.

Об опыте электронной торговли в Белгороде участникам конфренции рассказал директор Белгородского Информационного фонда Д.М.Пантелеев. Фонд использует программное обеспечение Института Высоких Технологий БелГУ и в этом году планирует выйти на самоокупаемость. На данный момент организационные возможности фонда позволяют проводить до 100 торгов в месяц. Сейчас проводится 35-37.

Внедрение электронных торгов послужило толчком к информатизации области, то есть многие компании-поставщики были вынуждены закупить компьютерную технику, построить свои собственные локальные сети, подключиться к сети интернет через высокоскоростное соединение, нанять квалифицированные кадры – это дало возможность открыть большое число новых рабочих мест.

По итогам прошлого года в России определились три региона, в большой степени использующие для организации закупок на областные нужды систему электронных торгов. Это Краснодарский край, Белгородская и Новосибирская области. В нашей области электронные торги наиболее применимы к товарам и услугам медицины и здравоохранения и эта система позволила снизить затраты на организацию госзакупок на 10%. Об этих и других результатах создания на Белгородчине единого информационного пространства рассказал всем собравшимся начальник управления информатизации, связи и делопроизводства аппарата губернатора Ю.А.Банчук.

На данный момент в России существует 7 программных комплексов сопровождения электронных тендеров, 15 находятся в стадии разработки: 9 в рамках ФЦП «Электронная Россия» и 6 - независимо. Такие системы работы успешно функционируют в Белгороде, Красноярске, Кемерово, Новосибирске и Петербурге (где объём торгов превысил 17 млрд. рублей за первый квартал 2004 года, а всего составил почти 34 млрд. рублей). Создание собственных торговых площадок анонсировали Воронеж и Татарстан. Участники положительно отметили тот факт, что это происходит добровольно, а не насаждается бюрократическим давлением сверху.

Полностью избавиться от зависимости от иностранного ПО до сих пор не удалось
импортонезависимость

Среди препятствий на пути информатизации закупок представитель НАУЭТ А.А. Никольский отметил недостаточное проникновение высоких технологий в обычную жизнь, а так же отсутствие страхования рисков при совершении электронных сделок, низкая безопасность обмена информации, отсутствие общепринятых платёжных средств и классификаторов продукции. Своеобразным законодательным тормозом служит тот факт, что во многих регионах в процессе конкурса заявки, обмена сведениями, уведомления поставщикам приходится дублировать в бумажном виде, что сильно усложняет процедуру. Отсутствие у заказчиков плана закупок на квартал или год приводит к хаосу, неосуществимым требованиям и, как результат, – нарушению условий договора с поставщиками.

На начальных этапах развития электронных госзакупок в России было очень трудно привлечь поставщиков, так как всюду в расчётах использовались "квазиденьги", векселя, долговые обязательства, по этому зачастую поиск поставщика сводился к определению предприятия производителя, который имеет задолженность перед бюджетом и взыскания с него необходимых товаров и материальных ценностей. Сейчас всё расчёты производятся только за живые деньги.

Непроработанная на государственном уровне нормативно-правовая база приводит к тому, что представителям некоторых регионов пришлось пройти 10-15 арбитражных судов. По этому в ближайшее время участники конференции обязались обратиться в правительство РФ с требованием законодательно приравнять электронные сделки к обычным, а так же создать независимый орган, регулирующий электронную коммерцию.