«Почту России» оштрафовали за 10-дневную задержку сообщения через интернет
«Почту России» оштрафовали на 30 тыс. руб. за 10-дневную задержку при доставке электронного сообщения через интернет. В Роскомнадзор пожаловался пострадавший россиянин. Юристы считают, что в России уже начала формироваться практика наказаний за недоставленные электронные сообщения. До сих пор претензии Роскомнадзора к «Почте России» были связаны со срывом сроков доставки реальных писем и бандеролей.
Электронное сообщение довело до суда
Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и республике Калмыкии в суде добилось штрафа для «Почты России» за опоздание с доставкой электронного сообщения. На его доставку «Почте» понадобилось 10 дней, хотя в отделении работал интернет и была в наличии вся техника.
На работу «Почты России» в Роскомнадзор пожаловался недовольный клиент — Дмитрий Ширяев. Мужчина отправил по почте заказное письмо с отметкой «Возврату не подлежит» и оплатил доставку электронного уведомления о вручении. Услуга предполагала, что скан-копия уведомления поступит в личный кабинет клиента не позднее суток с момента вручения письма адресату. Но этого не произошло.
Так, письмо было вручено адресату 19 мая 2025 г., и уже 20 мая 2025 г. уведомление должно было оказаться в личном кабинете клиента. Но в итоге оно была загружена только 29 мая 2025 г. в 16:13 мск. Роскомнадзор, изучив материалы дела, обратился с иском в Арбитражный суд Волгоградской области.
Виноват не интернет, а человек
Каких-то объективных причин для задержки на 10 дней судье арбитражного суда Волгограда Кристине Онищук выяснить не удалось. В отделении почты в Волгограде имелось все необходимое для отправки сообщений оборудование, а доступ в интернет не был ограничен.
«Субъективная сторона характеризуется тем, что у АО "Почта России" имелась возможность для соблюдения нормативных требований, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению», — говорится в решении суда.
«Мы установили, что случившееся связано с человеческим фактором. К сотрудникам, допустившим нарушение сроков, мы применили дисциплинарные взыскания», — пояснили CNews в «Почте России».
Суд назначил нарушителю административный штраф в 30 тыс. руб.
Практика наказаний за сообщения
Эксперты считают, что в России начала формироваться практика штрафов за недоставленные электронные сообщения. До сих пор «Почта России» получала штрафные санкции в основном за нарушения, связанные с доставкой реальных писем и бандеролей.
«Сформировавшаяся судебная практика показывает, что штрафы за задержку электронных уведомлений уже становятся реальностью, как в случае с "Почтой России". Если уведомление не поступило, это может иметь серьезные процессуальные последствия», — заявил управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.
По словам Денисова, например, для участников судебного процесса пропуск срока на обжалование или неявка в заседание из-за несвоевременного получения извещения могут привести к проигрышу дела без рассмотрения по существу.

Для самой «Почты» повторные нарушения грозят не только увеличением штрафов, но и привлечением к ответственности должностных лиц, а в системном случае — исключением из перечня операторов электронной доставки, считает Денисов.
Управляющий партнер юридической компании «Энсо» Алексей Головченко считает, что штраф в 30 тыс. руб. за подобное нарушение выглядит как «жесткий». Но это может быть связано с планами Роскомнадзора действительно сформировать «жесткую практику» по нарушениям в области доставки электронных сообщений.
«Сейчас конечно все процедуры уходят в "цифру". И если тут будут нарушаться сроки — это приведет к большим последствиям. И большим юридическим рискам. Поэтому "Почту России" такой практикой "мотивируют" уже сейчас настроить бизнес процессы более грамотно”, — считает юрист.
В Роскомнадзоре на момент публикации не ответили на запрос CNews.