Разделы

Интернет Веб-сервисы Техника

«Яндекс» избавляется от суперзнаменитого сервиса с 30-летней историей. Им пользуются десятки миллионов россиян

«Яндекс» может продать «Авто.ру» – один самых известных и популярных сервисов на автомобильную тематику с огромным разделом объявлений о продаже новых машин и мотоциклов – до половины легкового транспорта в стране продается именно здесь. Летом 2026 г. ему исполнится 30 лет. Ежемесячная аудитория «Авто.ру» – около 27 млн человек. «Яндекс» владеет им с 2014 г. «Авто.ру» является крупнейшим в России агрегатором объявлений о продаже машин. Одна из потенциальных причин продажи – резкое сокращение российского авторынка.

Дороги расходятся

Российский интернет-гигант «Яндекс» ищет покупателя для автомобильного портала «Авто.ру», пишет «Коммерсант». Сам «Яндекс» пока не подтверждает это, однако уже известны первые потенциальные кандидаты на приобретение – это Сбербанк и «Т-Банк».

Оба банка постоянно развивают свою экосистему, которая давно не ограничивается исключительно банковскими услугами. Впрочем, пока не факт, что кто-либо из них в итоге станет владельцем «Авто.ру» – по словам одного из источников «Коммерсанта», «кредитные организации пока в приобретении актива не заинтересованы», хотя переговоры, он подчеркнул, ведутся.

«Авто.ру» – это портал на автомобильную тематику, в котором есть раздел с объявлениями. «Коммерсант» называет «Авто.ру» «крупнейшим в России агрегатором объявлений о продаже машин». Сумму сделки может составить 20-25 млрд руб., пишет издание со ссылкой на генерального директора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова.

«Яндекс» может продать «Авто.ру»

Также среди претендентов на покупку «Авто.ру» – классифайд «Авито», который сейчас является прямым конкурентом сервиса, так как тоже позволяет размещать объявления о продаже автомобилей и развивает это направление.

«Переговоры ведутся с начала года (с 2025 г. – прим. CNews), актив смотрят "буквально все", но решения пока нет», – сказал изданию другой источник, знакомый с ходом переговоров. По его словам, в итоге в сделке может вполне появиться «консорциум инвесторов и претендентов».

30 лет истории

Сайт «Авто.ру» существует почти 30 лет – он заработал в июле 1996 г., что делает его одним из старейших сайтов современного Рунета. Более того, он появился на год раньше, чем поисковая интернет-система «Яндекс».

Сам «Яндекс» владеет «Авто.ру» более 11 лет. Как сообщал CNews, он купил его в июне 2014 г. приблизительно за $179 млн и сразу же запретил его основателю Михаилу Рогальскому в течение трех лет после сделки заниматься схожими проектами, ориентированными на интернет-аудиторию России и ряда других стран.

В противном случае Рогальский мог не получить $14 млн из $179 млн. Но еще до сделки Рогальский переехал в Латвию, на которую ограничения не распространялись.

Крупнее просто нет

К июню 2024 г. аудитория «Авто.ру» достигла 27 млн человек в месяц, пишет Forbes со ссылкой на данные «Яндекса». Более актуальная статистика к моменту выхода материала не раскрывалась.

По данным «Коммерсанта», «Авто.ру» – это крупнейший в России агрегатор объявлений по продаже автомобилей. По итогам III квартала 2025 г. (1 июля – 30 сентября) именно на нем были выставлены 43% проданных в России автомобилей.

Пока еще выгодная сделка

«Авто.ру» – это компания ООО «Сервисы размещения объявлений». Сервис регулярно меняет юрлица, и нынешнее было образовано совсем недавно, лишь в ноябре 2023 г.

В связи с этим проследить динамику успешности «Авто.ру» на долгой дистанции довольно затруднительно. Согласно статистике «Контур.Фокуса», выручка компании «Сервисы размещения объявлений» в 2024 г. составила 1,3 млн руб. а чистая прибыль – 513 тыс. руб.

Владельцы компании – структура «Яндекса» «Я.Финпроект» (49%) и гендиректор «Яндекс Вертикалей» Павел Алешин (51%). Уставный капитал компании – 10 тыс. руб.

Статистика самого «Яндекса» более прозрачная. Отчетность за II квартал 2025 г. (1 апреля – 30 июня) указывает на 5-процентное падение (год к году) выручки направления «Сервисы объявлений», в которое входит, в числе прочего, и «Авто.ру». Она составила 8 млрд руб., и свою заметную роль в этом сыграл именно «Авто.ру» – на фоне сокращения продаж автомобилей в России на вторичном рынке.

В отчете «Яндекса» за III квартал 2025 г. говорится о росте ежемесячной аудитории «Авто.ру» на 40% год к году, без абсолютных значений. Но сторонние наблюдатели говорят, что ситуация ухудшается – сведения Similarweb указывают на 13-процентное сокращение аудитории в ноябре 2025 г. по сравнению с октябрем 2025 г. Оба месяца относят к IV кварталу, статистику по которому за 2025 г. «Яндекс» на момент выхода материала не предоставлял.

Почему именно сейчас

Нельзя исключать, что «Авто.ру» может сменить владельца именно в ближайшее время потому, что российский рынок автомобилей переживает далеко не лучшие времена. Продажи новых машин на фоне бесконечного роста цен, высокой кредитной ставки и выбора, который свели к пунктам «российский автомобиль» и «китайский автомобиль», за январь-ноябрь 2025 г. упали на 17,8% год к году. За этот период в стране было продано 1,19 млн новых машин (статистика «Автостата»).

ИИ радикально изменил правила игры процессного офиса
цифровизация

На вторичном рынке ситуация лишь немного лучше. За 11 месяцев 2025 г. продажи подержанных автомобилей достигли 5,66 млн, показав всего-навсего 2,7-процентный рост год к году.

Как пишет «Коммерсант», света в конце тоннеля автодилеры не видят – они полагают, что в I квартале 2026 г. (1 января – 31 марта) роста российского авторынка не будет. Шансы на это свели к нулю 10-процентный рост НДС и выросший в несколько раз утильсбор с 1 декабря 2025 г.

По мнению главного аналитика «Регблока» Анны Авакимян, именно сложившаяся ситуация на российском авторынке могла подтолкнуть «Яндекс» к продаже «Авто.ру». Она сообщила «Коммерсанту», что наиболее вероятные претенденты на покупку – «экосистемы и банки, входящие в них». Конкретные названия она не привела.

Аналогичного мнения о причинах возможной продажи «Авто.ру» придерживается и гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, пишет «Кммерсант». Он также считает, что «Авто.ру» не вписывается в нынешнюю картину бизнеса «Яндекса» – тот, по его словам, сосредоточен на нейросетях, а также автономном транспорте, роботах-доставщиках, городскиих («Яндекс Лавка» и «Яндекс Еда») и персональных (финтех и «Яндекс Плюс») сервисах.

Security Vision TIP: переход от тактических индикаторов к стратегическим решениям
безопасность

Бурмистров тоже считает, что «Авто.ру» может в итоге отойти одному из крупнейших российских банков. Но он также не исключает, что в итоге «Авто.ру» купит компания РВБ, владеющая маркетплейсом Wildberries.

РВБ очень активно развивает свою экосистему. В июне 2025 г. она запустила сервис по продаже подержанных вещей, став конкурентом «Авито», а с декабря 2025 г. у нее есть сервис экспресс-доставки еды, продуктов питания и товаров повседневного спроса. На этом рынке она конкурирует в первую очередь с «Яндексом» и Сбербанком. Помимо этого, Wildberries располагает собственным банком.

Геннадий Ефремов