Разделы

Телеком Техника

Музыка для мобильников принесет миллиарды

Операторы сотовой связи и крупнейшие звукозаписывающие компании спешат занять свою нишу на быстрорастущем рынке музыки для мобильных телефонов, объем которого на сегодняшний день оценивается в $3 млрд.
По мнению экспертов, рост рынка информационно-развлекательных услуг для мобильников в значительной степени будет определяться музыкальными приложениями. Так, по данным британской компании Informa Media, объем продаж мелодий для мобильных телефонов к 2008 году достигнет $4,7 млрд. Другая британская компания, ARC Group, полагает, что к 2007 году число постоянных пользователей музыкальных сервисов для мобильных телефонов составит 700 млн. человек. Как ожидают специалисты IDC, рынок информационно-развлекательных услуг для мобильников в Западной Европе достигнет к 2008 г. почти $8 млрд.

Определились также новые векторы развития рынка. Они включают:

  • распространение так называемых «мастер-мелодий». В отличие от монофонических и полифонических мелодий, заключающихся в воспроизведении синтезированных записей, мастер-мелодии представляют собой запись оригинальной музыки;
  • распространение фоновых мелодий вызова (ringback), позволяющих вызывающему слышать музыку, пока абонент не ответит на звонок;
  • загрузка музыкальных записей на мобильные устройства;
  • высококачественное мобильное видео
.

Большинство этих услуг могут быть реализованы с помощью стандартных мобильных сетей 2,5G. Тем не менее, на подходе и более совершенные приложения, позволяющие предлагать пользователям новые виды услуг на основе возможностей сетей 3G.

Многое свидетельствует о том, что рынок мелодий станет настоящей золотой жилой для мобильных операторов. Первопроходцем здесь служит Южная Корея – ведущий мировой рынок мелодий для сотовых телефонов. Крупнейший национальный оператор, компания SK Telecom, заявляет о том, что в 2003 году число абонентов служб рассылки мелодий звонков достигло 7 млн. человек – для каждого из них подобная услуга обходится в $1,5 ежемесячно. Тем не менее, эксперты полагают, что в Европе популярность аналогичных сервисов будет не меньшей. По данным обзора, опубликованного в начале июня компанией Alatto Technologies, 37% пользователей в возрастном диапазоне от 15 до 49 лет могут подписаться на подобный сервис, а пользователи в возрасте от 15 до 24 без него вообще обойтись не могут.

Подобная информация не могла не воодушевить звукозаписывающие компании. Ведущие игроки ринулись в выявившуюся нишу. О множестве новых сделок в этой сфере мир узнал на прошлой неделе. Так, парижская Universal Mobile, подразделение Universal Mobile International, начала сотрудничать с Alcatel в разработке мультимедийного контента, который могли бы предоставлять мобильные операторы. В свою очередь, компания Warner Music International заключила соглашение с T-Mobile, подразделением Deutsche Telecom, о предоставлении мастер-мелодий в Великобритании и Германии. MTV Networks Europe объединила усилия по разработке мастер-мелодий для аппаратов Motorola с компанией Gulp Music. Для этого закупаются лицензии на записи у Universal Music International, Sony Music International и BMG Entertainment. В прошлом году Motorola и MTV Europe заключили подобную сделку стоимостью $75 млн. Vodafone, у которого 130 млн. абонентов в 39 странах мира, заключил соглашение о распространении мобильного музыкального контента с Sony Music Entertainment. Британский филиал Vodafone берет с пользователя от $5,48 за «мастер-мелодию» и до $4,10 за обычную полифоническую.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Вопрос, которым задаются теперь рыночные обозреватели, - захочет ли клиент пользоваться своим мобильным телефоном как плеером. «Не думаю, что очередной мобильный iTunes – это как раз то, что нужно пользователю, - говорит Патрик Пароди (Patrick Parodi), генеральный менеджер Alcatel в регионе EMEA. – Его интересуют вещи, связанные с персонализацией телефона, и ознакомление с новой музыкой». В этом случае перспективными можно считать так называемые услуги предоставления музыки по запросу (Music-On-Demand, MOD) – своеобразное мобильное радио. В этом случае весь контент будет храниться на серверах оператора.

Пока что загрузка полноценных музыкальных записей на мобильный телефон представляет из себя определенную техническую проблему. Возможны два варианта загрузки: прогрессивная, когда прослушивание музыки может быть начато еще до того, как загрузка будет осуществлена полностью, и базовая – в этом случае прослушивание может начаться лишь тогда, когда загрузка полностью завершится. При этом время загрузки будет определяться размером музыкального файла и используемой технологией сжатия данных. Ряд операторов уже начал работать над MOD-сервисами. К концу года T-Mobile начнет продавать записи отдельных песен целиком в рамках сервиса Mobile Jukebox. Vodafone вместе с Musiwave дебютируют с новым мобильным сервисом в июле.

Дальше других на сегодняшний день продвинулась компания О2, которая уже продает записи по цене €0,99 ($1,2) за штуку в Великобритании и Германии. «Все думали, что подобное невозможно, - подытожил собственный опыт Хью Гриффитс (Hugh Griffiths) из О2. – Тем не менее, мы сумели построить взаимоотношения с крупнейшими мировыми звукозаписывающими компаниями и независимыми поставщиками записей. Помимо этого, мы сделали очень много в плане просвещения нашей аудитории, поскольку очень многие и не представляли себе всего того, что можно делать с мобильным телефоном и с музыкой».