Разделы

Интернет Веб-сервисы

На российских интернетчиках все сложнее заработать

По оценкам аналитической компании J’son & Partners (J&P), количество пользователей в российском интернете растет на уровне 30% в год. Важную роль здесь играют сезонные изменения активности пользователей. В то же время, несмотря на рост объемов трафика, наблюдается дальнейшее снижение доходов российских операторов связи от доступа в интернет и передачи данных – это происходит из-за снижения тарифов.
По состоянию на июнь 2004 г., российская недельная интернет-аудитория насчитывала 5,9 млн. человек, что на 1,4 млн. человек выше уровня годичной давности. К концу 2004 г., по прогнозу J&P, объем недельной аудитории может достичь 7,6 млн. пользователей Сети. По оценке J’son & Partners, интернетом хотя бы раз в неделю пользуется 5% взрослого населения России, а хотя бы раз в месяц — 10%. К концу 2004 г. уровень проникновения интернета в России должен составить 6,5% в расчете по недельной аудитории и 12,5% — в расчете по месячной аудитории.

Объем российской интернет-аудитории изменяется в соответствии с устойчивыми годичными циклами, включающими медленный рост в первые месяцы года, спад в мае-августе и бурный рост в последней трети года. В течение последних месяцев недельная интернет-аудитория сначала выросла с 5,9 млн. пользователей (декабрь 2003 г.) до 6,5 млн. (апрель 2004 г.), а затем вернулась на прежний уровень (5,9 млн. в июне 2004 г.).

Несмотря на то, что с начала 2004 года количество пользователей интернета в России практически не выросло, динамику развития можно оценить как положительную. Отсутствие роста — это временное явление, обусловленное сезонным фактором, полагают в J&P. Если сравнивать текущие данные с соответствующим периодом прошлого года, то мы увидим, что рост аудитории стабильно держится на уровне ежегодного увеличения недельной аудитории на 1,4–1,7 млн. человек.

По официальным данным Минсвязи и Госкомстата, доходы операторов связи от услуг передачи данных и телематики (за вычетом IP-телефонии) составили в 2003 г. $715 млн. Однако эти данные не учитывают доходы большинства небольших провайдеров и домовых сетей и даже некоторых крупных региональных провайдеров, которые не отчитываются по доходам за услуги связи. В J&P оценивают объем доходов от доступа в интернет и передачи данных за 2003 год в $880 млн., а рост доходов операторов — в 38%. Зафиксированный же в прошлом году Минсвязи и Госкомстатом рост доходов на 70%, по мнению экспертов J&P, в значительной степени объясняется методическими изменениями в государственной статистике отрасли связи и увеличением количества отчитывающихся операторов, а не органическим ростом доходов.

Рост объемов трафика (как за счет увеличения количества интернет-пользователей, так и за счет роста их активности в Сети), по оценкам аналитиков, нивелируется снижением тарифов, что и предопределяет относительно низкие темпы роста доходов в сегменте доступа в интернет и передачи данных. В 2004 г. можно ожидать дальнейшего снижения темпов роста до 25%.

Доходы операторов связи от доступа в интернет и передачи данных, млн. $


Источник: J&P, июнь 2004 г.

Данные Госкомстата и J&P (82% и 73% соответственно) показывают, что в настоящее время основным потребителем услуг доступа в интернет и передачи данных являются корпоративные пользователи, однако доля услуг населению будет увеличиваться. Именно в сегменте «домашних» пользователей сконцентрирован основной рост в ближайшие годы.

Как сократить операционные издержки на 30% с помощью ИИ
Маркет

По оценке J&P, доля населения в потреблении услуг доступа в интернет и передачи данных составляет 27%, при этом в доходах традиционных операторов доля населения составляет 52%, тогда как в доходах альтернативных операторов — только 22%. Госкомстат оценивает долю «домашних» пользователей лишь в 18%, что в J&P объясняют неполнотой официальной отчетности альтернативных операторов, многие из которых вообще не ведут раздельного учета доходности от частных и корпоративных пользователей.

Объем недельной интернет-аудитории, сравнение динамики 2004 и 2003 гг.

  Недельная аудитория Месячная аудитория
Декабрь 2003 5,9 млн. чел. 11,6 млн. чел.
рост за 12 месяцев +1,5 млн. чел. (34%) +3,2 млн. чел. (41%)
Июнь 2004 5,9 млн. чел. 11,7 млн. чел.
рост за 12 месяцев +1,4 млн. чел. (31%) +3,2 млн. чел. (38%)
Декабрь 2004 (прогноз) 7,6 млн. чел. 15,3 млн. чел.
рост за 12 месяцев +1,7 млн. чел. (29%) +3,7 млн. чел. (32%)

Источник: J&P, июнь 2004 г.