Разделы

Телеком

В Москве будет на 200 хот-спотов больше

Позитивные прогнозы экспертов в отношении технологий мобильного доступа в интернет подталкивают игроков телеком-рынка к выходу на новый для себя сегмент бизнеса. Вчера в России стало одним Wi-Fi-оператором больше. О выходе на рынок подобных услуг объявил «Комстар Объединенные Телесистемы».
В течение ближайших двух лет в рамках нового проекта «Wi-Fi Комстар» в Москве и Московской области будет открыто более 200 хот-спотов. Инвестиции в проект, реализацией которого займутся такие компании, как «Комстар Объединенные Телесистемы», Fujitsu Siemens Computers, Intel и «РосБизнесКонсалтинг» составят $3,3 млн.

Стратегия развития проекта предполагает работу по нескольким направлениям: организация точек беспроводного доступа в публичных местах и использование беспроводной технологии в качестве альтернативы кабельных локальных сетей. Техническая реализация проекта осуществляется на базе ресурса «Комстар Объединенные Телесистемы».

Семен Рабовский, генеральный директор «Комстар Объединенные Телесистемы По словам генерального директора «Комстар Объединенные Телесистемы» Семена Рабовского, в рамках проекта возможны различные варианты сотрудничества с заказчиками: организация хот-спота как за счет оператора связи, так и за счет владельца здания, работа с существующими клиентами по расширению имеющегося у них набора услуг связи, привлечение заказчиков, нуждающихся в организации защищенной локальной радиосети. Уже сегодня достигнута договоренность с более чем 20 клиентами компаний-участниц проекта о подключении у них услуг беспроводного доступа. «Стоимость одного хот-спота варьируется от сотен до нескольких тысяч долларов», — отметил г-н Рабовский.

По его мнению, российский рынок широкополосного беспроводного доступа по технологии Wi-Fi молод, активно развивается, но Москва характеризуется низкой степенью проникновения услуги на рынок и малой концентрацией хот-спотов. «По идее в Москве должно быть 20–30 тыс. точек доступа, — уверен он. — Поэтому для „Комстар“ как для оператора связи запуск проекта „Wi-Fi Комстар“ — вопрос конъюнктурности». Планы дальнейшего развития проекта предусматривают выход на рынок Wi-Max с предложением организации стационарных сетей связи для клиентов. Пока же, по словам г-на Рабовского, бизнес-план «Комстара» предусматривает возврат инвестиций через 43–44 месяца.

Он также отметил, что вопросы частотного регулирования, традиционно являющиеся одним из основных препятствий к развитию беспроводных технологий, в рамках проекта уже решены. «Комстар» имеет лицензии на деятельность в диапазонах 2,4 и 5 ГГц. Разрешения на эксплуатацию услуг беспроводного доступа на каждом новом объекте компания получает заранее. Эта процедура отработана и не вызывает сложностей.

Г-н Рабовский рассказал CNews.ru, что конкуренция на российском рынке Wi-Fi- операторов будет развиваться следующим образом: на первом этапе они будут соревноваться, кто больше точек захватит. На втором этапе операторы займутся ценовой конкуренцией. Затем все операторы между собой «подружатся», ощутив преимущества сотрудничества в плане роуминга. По его утверждению, в Западной Европе сегодня существует около 100 тыс. точек. Разумеется, темпы развития Wi-Fi за рубежом достаточно высоки. Причин этому много. В частности, частотное регулирование в западных странах позволяет хот-споту выходить за пределы здания, предоставляется больше контента, часть подобных проектов в какой-то мере развивается за счет госбюджета.

Виталий Фридлянд, глава представительства FSC Глава представительства Fujitsu Siemens Computers в России и странах СНГ Виталий Фридлянд отметил рост спроса на портативные устройства с поддержкой Wi-Fi. По его словам, уже сейчас выпуск подобной техники составляет более 80% в общем объеме портативных устройств. На рынке наблюдается снижение средних розничных цен на мобильные устройства в 2004 году (примерно на 15% по сравнению с 2003 годом). Еще одна тенденция — рост продаж ноутбуков с технологией Centrino (ожидается, что по прогнозам на 2004 год он составит 80%) и КПК c адаптером WiFi. Растет и число общественных точек беспроводного доступа Wi-Fi (к августу 2004 года в России было 225 точек). По словам г-на Фридлянда, сегодня в Западной Европе платформа Fujitsu Siemens Computers обеспечивает около 42% хот-спотов, которые поддерживаются оператором Deutsche Telekom.

«Fujitsu Siemens Computers выступает в проекте „Wi-Fi Комстар“ как поддерживающая компания, — отметил он. — Мы подходим к проекту достаточно прагматично: он позволит нам увеличить долю продаж наших устройств». В рамках проекта, в частности, Fujitsu Siemens Computers займется созданием демонстрационных зон на собственном оборудовании, организует в своем учебном центре на базе УЦ «Микроинформ» специальный учебный курс для держателей хот-спотов. Компания также будет оказывать проекту маркетинговую поддержку и предоставлять специальные условия приобретения мобильных устройств для участников проекта.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Михаил Фечин (Intel) и Тимур Аитов (РБК СОФТ)

Как рассказал директор по развитию рынка мобильных и беспроводных технологий Intel в странах СНГ Михаил Фечин, еще в 2003 году в мире было менее 6 млн. точек доступа, и  менее 1,5 млн. пользователей. По прогнозам Intel, в мире к 2009 году будет свыше 200 млн. точек доступа, которыми будут пользоваться более 100 млн. человек. Эксперты утверждают, что в ближайшие годы услуги по беспроводному доступу найдут свое применение, поскольку технология очень проста в использовании. Он также отметил, к концу прошлого года в мире было продано более 6 млн. ноутбуков на базе Centrino. Уже к 2006 году в Intel ожидают, что порядка 90% мобильных ПК будут содержать в себе интегрированные беспроводные возможности, а 60% производимых компанией чипов пойдут на мобильные устройства.

Говоря об участии Intel в проекте «Wi-Fi Комстар», г-н Фечин отметил, что для провайдеров Wi-Fi компания предлагает собственную программу верификации, которая подтверждает, что мобильные устройства на базе технологии Centrino работоспособны в данном хот-споте. Кроме того, компания как производитель чипов заинтересована в увеличении их продаж, чему призван способствовать данный проект.

Как рассказал CNews.ru директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов, мобильный доступ открывает новые возможности по развитию бизнеса, как для РБК, так и для клиентов холдинга. РБК давно использует возможности мобильного интернета: длительное время в главном офисе компании работает несколько хот-спотов, а все информационные ресурсы РБК имеют «мобильные» входы — с телефонов и компьютеров-наладонников.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Г-н Аитов также отметил, что «РосБизнесКонсалтинг» является информационным партнером проекта, и информация о ходе его реализации найдет отражение на новостных ресурсах холдинга. Кроме того, компания «РБК СОФТ» занималась разработкой сайта проекта. По словам г-на Аитова, работа над сайтом длилась не более месяца. Помимо активизации карты доступа, на сайте «Wi-Fi Комстар» можно будет найти новостные и аналитические материалы о возможностях использования мобильного интернета.

По мнению г-на Аитова, услуга использование Wi-Fi пока достаточно дорога для россиян ($5–6 за час). Однако он уверен в том, что после того как рынок Wi-Fi будет сформирован (через два-три года) снижение цен для конечных пользователей на услуги доступа неизбежно произойдет.