Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Компьютерный бизнес IBM "уплыл" в Китай

Слухи о приобретении китайской компанией Lenovo компьютерного бизнеса IBM подтвердились даже быстрее, чем ожидалось — сегодня сама корпорация официально распространила информацию о том, что соглашение между двумя компаниями уже достигнуто.
Корпорация IBM создает с китайской компанией Lenovo Group совместное предприятие, которому, как утверждают информированные источники, будет передан весь бизнес «голубого гиганта», связанный с производством персональных компьютеров. На компьютерном небосводе воссияла новая звезда третьей (по счету) величины.

Основным владельцем нового предприятия станет Lenovo, IBM в нем будет принадлежать миноритарный пакет (18,9% акций). Первоначальная сумма платежа (в виде денежных средств и акций) составит $1,25 млрд., общая стоимость сделки, по некоторым оценкам, достигнет $1,75 млрд. Ожидается, что финансовые расчеты между двумя компаниями должны быть завершены во втором квартале 2005 года. Годовой объем продаж этого подразделения IBM составляет $10 млрд. «Голубой гигант» сконцентрируется на извлечении прибыли из нового предприятия за счет предоставления ему технических и финансовых услуг.

Lenovo эпохальная сделка позволит с триумфом выйти за пределы китайского рынка. Компания, становящаяся третьим по величине мировым производителем ПК, рассчитывает использовать мощный бренд IBM и пополнить свою клиентскую базу корпоративными и индивидуальными заказчиками «голубого гиганта». Объем продаж китайского производителя с завершением сделки возрастет четырехкратно и составит примерно $12 млрд., или 11,9 млн. единиц продукции (по данным за 2003 год). Китайцам перейдет отлаженная сбытовая сеть, имеющая представительства в 160 странах мира, а также уникальный по «весомости» и заслуживший признание у пользователей бренд.

Слухи о переговорах между IBM и Lenovo оживленно комментировались экспертами в последние дни, но теперь факт переговоров подтвердили и сами участники. Штаб-квартира новой компании будет располагаться в Нью-Йорке, центральные офисы — в г. Роли (штат Северная Каролина), где сейчас находятся подразделения IBM, занимающиеся исследованиями и разработками в области ПК, и в Пекине. В штат совместного предприятия должны перейти 2500 нынешних сотрудников IBM.


Глава Lenovo Лю Чуаньчжи (Liu Chuanzhi, слева) передает документы Джону Джойсу (John Joyce,справа), старшему вице-президенту IBM на пресс-конференции в Пекине, 8 декабря. Фото АР.

Наряду с выгодами, обусловленными выходом на мировой рынок ПК, Lenovo получает и соответствующие риски: прибыльность подразделения персональных компьютеров IBM невелика, а конкуренция в этом секторе достаточно остра. Существует определенная опасность того, что прежние клиенты IBM, в основе своей корпоративные, не захотят иметь дело с Lenovo и пополнят клиентскую базу Dell или Hewlett-Packard — нынешних лидеров рынка.

«Если бренд сразу после сделки будет изменен с IBM на Lenovo, последует массовое бегство клиентов,» — считает Мартин Гиллиленд, аналитик из сингапурского отделения Gartner. Впрочем, информированный источник утверждает, что условия сделки предусматривают широкое участие IBM в делах совместного предприятия в течение ближайших лет. IBM будет заниматься продажами компьютеров, техническим сопровождением, а также финансовыми услугами. В линейках продуктов новой компании будут по-прежнему использоваться такие популярные бренды, как IBM и ThinkPad.

Похожая схема была использована в сделке французской корпорации Thomson с китайской TCL — китайская компания контролирует бизнес совместного предприятия по производству телевизоров, а Thomson продолжает заниматься продажами и сервисом подразделения.

Денис Кучаев, EvaTeam: Мы сделали возможным тотальный отказ от Jira
цифровизация

Игроков российского рынка ПК факт продажи компьютерного бизнеса IBM китайской компании Lenovo, похоже, не удивил. «Полагаю, что этот факт логично проистекает из тех действий, а вернее, их отсутствия, которые предпринимала компания IBM на рынке в течение последних лет, - отметил в интервью CNews директор по маркетингу компании Rover Computers Андрей Андреев. - Сосредоточившись на узком сегменте, растеряв инновационный потенциал, компания просто не могла развиваться и приносить прибыли. Даже на столь консервативном рынке, как корпоративный, IBM умудрилась терять свои позиции из года в год, уступая более агрессивным конкурентам. Развитие бизнеса IBM в России, которая является одним из трех наиболее динамично развивающихся мировых ИТ-рынков, основывалось исключительно на энтузиазме партнеров, сама компания каких-либо серьезных действий не предпринимала. Полагаю, что переход компьютерного бизнеса IBM к Lenovo является де-юре подтверждением уже известных всем фактов: львиная доля ИТ-оборудования "мировых" брендов производится в Китае, конечная цена - вопрос исключительно того, сколько бренд хочет добавить за свой логотип на корпусе».

«С другой стороны, - продолжает г-н Андреев, - ничего плохого в выходе китайского производителя на мировой рынок нет. Достаточно вспомнить ASUSTeK. Хорошая техника по приемлемым ценам. Надеюсь, скоро это можно будет сказать и о технике IBM».

В российском представительстве компании Fujitsu Siemens Computers комментировать действия прямого конкурента не стали, отметив лишь, что в отличие от IBM, Fujitsu Siemens по-прежнему продолжит производство ПК и серверов.

Накануне объявления о сделке торги по акциям Lenovo на Гонконгской фондовой бирже были приостановлены и возобновятся после официального объявления об исходе переговоров. Объем денежных средств китайской компании составляет сейчас всего $400 млн, и для покупки у IBM бизнеса ПК ей, очевидно, потребуется дополнительная эмиссия.