"Электронная Россия": 75% городского населения России считает важным преодоление информационного неравенства
Три четверти городского населения России считает важным преодоление информационного отставания страны от передовых государств. Данные об этом приводятся в отчете о социологическом исследовании, направленном на изучение мнения городского населения России о федеральной целевой программе «Электронная Россия».Исследование проведено с 26 ноября по 4 декабря 2004 г. центром социологических исследований МГУ им М. В. Ломоносова, сообщил сайт ФЦП «Электронная Россия».
В опросе принял участие 1621 респондент из числа взрослого городского населения России (старше 18 лет). Исследование проходило во всех
Проблема преодоления отставания России в развитии информационных технологий от передовых стран представляется важной для большинства респондентов вне зависимости от их социальных и демографических характеристик или сопричастности современным информационным технологиям («очень важно» для 41,9% респондентов, «довольно важно» для 34,7%).
Больше половины респондентов считает важным для страны и для себя лично иметь возможность открытого доступа к информации о работе органов власти и о законодательстве («очень важно» 22,5%, «довольно важно» 34,2%).
Респонденты
В ответах на вопрос о том, может ли развитие «информационного общества» обеспечить решение социальных задач, стоящих перед Россией, оптимизма не проявляется. Почти во всех социальных и демографических группах респонденты в равной мере полагают, что «информационное общество», наверное, может оказать
Как показывает исследование, доля городских жителей, умеющих пользоваться компьютером, довольно велика и составляет примерно 60%. Наибольшее число респондентов, умеющих пользоваться компьютером среди молодежи (87,2%), людей, оценивающих свои доходы как высокие и выше среднего (90,2%) и с высшим образованием (77,8%). Число тех, кто умеет пользоваться компьютером, среди пожилых людей и среди людей с низким уровнем образования составляет соответственно 17,3% и 12,9%.
Число умеющих пользоваться интернетом составляет около двух третей (66,2%) от тех, кто может работать с компьютером. Сегодня доступ к компьютеру имеет более половины респондентов (58,4%), доступ к интернету имеют около 40% опрошенных, еще 10% собираются подключиться в ближайшее время. Четко прослеживается тенденция: чем выше уровень образования и доходов и чем меньше возраст, тем выше вероятность, что респонденты умеют пользоваться компьютером, интернетом и имеют к ним доступ.
Характерно, что респонденты, принадлежащие к основным категориям не умеющих пользоваться ни компьютером, ни Интернетом, то есть люди старшего возраста с низким уровнем образования и дохода, не собираются, по крайней мере, в ближайшее время, получать доступ к компьютеру (90%).
В условиях модернизации общества большое значение имеет вопрос о том, готовы ли наши сограждане с помощью современных информационных технологий решать свои повседневные задачи. В той или иной степени готовы получать разнообразную информацию и делать покупки через интернет 50,1% респондентов, использовать интернет в образовательных целях 41,4%, получать квалифицированные медицинские консультации 34,6%.
В вопросе о том, какое место будет занимать интернет через 56 лет по сравнению с другими источниками получения информации, мнения более чем оптимистичны. Самая большая доля респондентов (45%) считает, что интернет будет играть довольно значительную роль, о ведущей роли Интернета говорит примерно каждый третий (36%).
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» сегодня мало кому известна. Уверены в том, что хорошо знают о ней, всего лишь 2,5% респондентов.
Проводившееся одновременно с опросом исследование методом
Среди преимуществ, которые дает применение новых информационных технологий (НИТ), были названы:
- удобство пользования (как интегральная характеристика отношения к НИТ)
- экономия времени (не нужно никуда ехать, стоять в очереди, или тратить время на прием этой очереди)
- снижение физических и эмоциональных нагрузок для всех участников процесса взаимодействия
- уменьшение количества ошибок, возникающих при ручном вводе информации в компьютер
- возможность оптимизировать свою профессиональную деятельность (можно выбрать удобное время для подготовки, передачи и обработки информации)
Авторы исследования отмечают, что все эти преимущества новых технологий особенно востребованы, когда речь идет о взаимодействии государственных служб с гражданами (физическими лицами). Большинство предложений о внедрении новых информационных технологий касалось именно процесса взаимоотношения государственных служб с населением. В частности эти предложения касались создания единых баз данных (для облегчения процесса сбора разнообразных справок), введения практики онлайнового взаимодействия пенсионеров (как наименее социально защищенных и адаптированных членов общества) с органами социального обеспечения; компьютеризации работы паспортных столов и служб ЖКХ.
В целом баланс плюсов и минусов, связываемых участниками опроса с внедрением новых информационных технологий в процесс взаимодействия государства и бизнеса, выглядит как определенно положительный. В перспективе это соотношение, очевидно, будет еще более позитивным. Высказывания студентов показали, что они (независимо от того, видят они себя в будущем чиновниками, бизнесменами или специалистами) вообще не представляют ни одну сферу своей жизни без компьютерных технологий.