Разделы

Интернет Веб-сервисы

"Электронная Россия": 75% городского населения России считает важным преодоление информационного неравенства

Три четверти городского населения России считает важным преодоление информационного отставания страны от передовых государств. Данные об этом приводятся в отчете о социологическом исследовании, направленном на изучение мнения городского населения России о федеральной целевой программе «Электронная Россия».

Исследование проведено с 26 ноября по 4 декабря 2004 г. центром социологических исследований МГУ им М. В. Ломоносова, сообщил сайт ФЦП «Электронная Россия».

В опросе принял участие 1621 респондент из числа взрослого городского населения России (старше 18 лет). Исследование проходило во всех 7-ми федеральных округах РФ в 26 республиках, краевых и областных центрах страны: Архангельске, Петрозаводске, Калуге, Ярославле, Твери, Тамбове, Липецке, Воронеже, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Саратове, Самаре, Казани, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Кемерове, Красноярске, Иркутске, Томске, Ставрополе, Краснодаре, Волгограде, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске, а также Москве и Санкт-Петербурге. Выборка репрезентативна, было опрошено 43,3% мужчин и 56,6% женщин, опрос проводился методом интервью «лицом к лицу».

Проблема преодоления отставания России в развитии информационных технологий от передовых стран представляется важной для большинства респондентов вне зависимости от их социальных и демографических характеристик или сопричастности современным информационным технологиям («очень важно» для 41,9% респондентов, «довольно важно» для 34,7%).

Больше половины респондентов считает важным для страны и для себя лично иметь возможность открытого доступа к информации о работе органов власти и о законодательстве («очень важно» — 22,5%, «довольно важно» — 34,2%).

Респонденты по-разному оценивают важность тех или иных направлений развития информационных технологий в нашей стране. Наиболее важным большинство считает обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений (47,5%), на втором месте — повышение компьютерной грамотности граждан (25,2%), увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании, сочли наиболее важным 10,4% Возможность обратиться к органам государственной власти через Интернет и доступность информации об органах государственной власти и местного самоуправления мало кто не считает важными — 2,7% и 1% соответственно.

В ответах на вопрос о том, может ли развитие «информационного общества» обеспечить решение социальных задач, стоящих перед Россией, оптимизма не проявляется. Почти во всех социальных и демографических группах респонденты в равной мере полагают, что «информационное общество», наверное, может оказать какое-то положительное влияние на их жизнь и на ситуацию в России, но оно будет очень незначительным. При этом 57,7% опрошенных респондентов полагают, что органы власти предпринимают «явно недостаточные усилия» в плане создания «информационного общества», лишь 2,7% полагают, что органы власти «делают все необходимое» в этом направлении.

Как показывает исследование, доля городских жителей, умеющих пользоваться компьютером, довольно велика и составляет примерно 60%. Наибольшее число респондентов, умеющих пользоваться компьютером — среди молодежи (87,2%), людей, оценивающих свои доходы как высокие и выше среднего (90,2%) и с высшим образованием (77,8%). Число тех, кто умеет пользоваться компьютером, среди пожилых людей и среди людей с низким уровнем образования составляет соответственно 17,3% и 12,9%.

Число умеющих пользоваться интернетом составляет около двух третей (66,2%) от тех, кто может работать с компьютером. Сегодня доступ к компьютеру имеет более половины респондентов (58,4%), доступ к интернету имеют около 40% опрошенных, еще 10% собираются подключиться в ближайшее время. Четко прослеживается тенденция: чем выше уровень образования и доходов и чем меньше возраст, тем выше вероятность, что респонденты умеют пользоваться компьютером, интернетом и имеют к ним доступ.

Характерно, что респонденты, принадлежащие к основным категориям не умеющих пользоваться ни компьютером, ни Интернетом, то есть люди старшего возраста с низким уровнем образования и дохода, не собираются, по крайней мере, в ближайшее время, получать доступ к компьютеру (90%).

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В условиях модернизации общества большое значение имеет вопрос о том, готовы ли наши сограждане с помощью современных информационных технологий решать свои повседневные задачи. В той или иной степени готовы получать разнообразную информацию и делать покупки через интернет 50,1% респондентов, использовать интернет в образовательных целях — 41,4%, получать квалифицированные медицинские консультации — 34,6%.

В вопросе о том, какое место будет занимать интернет через 5–6 лет по сравнению с другими источниками получения информации, мнения более чем оптимистичны. Самая большая доля респондентов (45%) считает, что интернет будет играть довольно значительную роль, о ведущей роли Интернета говорит примерно каждый третий (36%).

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» сегодня мало кому известна. Уверены в том, что хорошо знают о ней, всего лишь 2,5% респондентов. Что-то слышали, но не помнят что, еще 13,8%. Однако подавляющее большинство — 81,9% — ничего не слышали о ней. Большая часть тех немногих, кто в той или иной степени знаком с программой, думает, что к 2005 г. эта программа будет играть важную роль («очень важную» — 9,4%, «довольно важную» — 37,7%).

Проводившееся одновременно с опросом исследование методом фокус-групп представителей аудитории актуальных (бухгалтеры, сотрудники налоговых служб) и потенциальных (студенты) корпоративных пользователей программы «Электронная Россия» дает возможность с высокой степенью уверенности говорить о следующих особенностях сложившейся в настоящий момент вокруг программы ситуации. Представители целевой аудитории в целом вполне готовы к увеличению роли новых информационных технологий в процессе взаимодействия между государством и бизнесом. Подавляющее большинство опрошенных — опытные пользователи компьютера и Интернета. В известном смысле можно даже говорить о том, что данная аудитория «перезрела»: многие в быту пользуются компьютером и всемирной сетью значительно шире, чем по служебной надобности. Есть основания утверждать, что при возникновении новых возможностей и поводов для использования современных информационных технологий в работе, они будут использованы. Все опрошенные прекрасно осознают те преимущества, которые они дают.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Среди преимуществ, которые дает применение новых информационных технологий (НИТ), были названы:

  • удобство пользования (как интегральная характеристика отношения к НИТ)
  • экономия времени (не нужно никуда ехать, стоять в очереди, или — тратить время на прием этой очереди)
  • снижение физических и эмоциональных нагрузок для всех участников процесса взаимодействия
  • уменьшение количества ошибок, возникающих при ручном вводе информации в компьютер
  • возможность оптимизировать свою профессиональную деятельность (можно выбрать удобное время для подготовки, передачи и обработки информации)

Авторы исследования отмечают, что все эти преимущества новых технологий особенно востребованы, когда речь идет о взаимодействии государственных служб с гражданами (физическими лицами). Большинство предложений о внедрении новых информационных технологий касалось именно процесса взаимоотношения государственных служб с населением. В частности эти предложения касались создания единых баз данных (для облегчения процесса сбора разнообразных справок), введения практики онлайнового взаимодействия пенсионеров (как наименее социально защищенных и адаптированных членов общества) с органами социального обеспечения; компьютеризации работы паспортных столов и служб ЖКХ.

В целом баланс плюсов и минусов, связываемых участниками опроса с внедрением новых информационных технологий в процесс взаимодействия государства и бизнеса, выглядит как определенно положительный. В перспективе это соотношение, очевидно, будет еще более позитивным. Высказывания студентов показали, что они (независимо от того, видят они себя в будущем чиновниками, бизнесменами или специалистами) вообще не представляют ни одну сферу своей жизни без компьютерных технологий.