Руководство московского «МегаФона» приняло решение о нецелесообразности развертывания сетей передачи данных на основе технологии Wi-Fi. Оператор направит все свои усилия в области мобильного интернета на технологию EDGE, а также ожидает появления WiMAX. Между тем, «ВымпелКом» и МТС от своих планов в отношении Wi-Fi не отказались и скоро приступят к коммерческой эксплуатации Wi-Fi.
Операторы сотовой связи не могли пропустить распространение технологии Wi-Fi хот-споты являются отличным дополнением к сервисам мобильного доступа в интернет, поскольку они позволяют разгрузить сеть мобильной связи от пользователей услуги передачи данных. В итоге все операторы «Большой тройки» приступили к осуществлению тестовых запусков хот-спотов.
Однако теперь московский «МегаФон» принял решение отказаться от продолжения работы с Wi-Fi. «Это не наш бизнес, говорит коммерческий директор компании Сергей Бешев. Wi-Fi интересен владельцам кафе, ресторанов, гостиниц и т.д. Но они могут и самостоятельно устанавливать у себя хот-споты, нам же это неинтересно». Это заявление в компании делают на фоне того, как другие операторы ОАО «МегаФон» (в частности на Северо-западе и в Поволжье) успешно развивают проекты, связанные с Wi-Fi.
В то же время, московский «МегаФон» продолжает уделять повышенное внимание мобильному интернету. Так, недавно компания первой из столичных операторов запустила в тестовую эксплуатацию EDGE технологию передачи данных в сетях GSM, в несколько раз превосходящую по своей скорости технологию GPRS. Пока EDGE-сеть «МегаФона» обладает точечным покрытием в некоторых районах Москвы и Подмосковья, но в компании уверены, что Wi-Fi все равно не в силах составить им конкуренцию.
«ВымпелКом», будучи первым оператором «Большой тройки», начавшим эксперименты с Wi-Fi, в данной технологии не разочаровался и в марте планирует начать коммерческую эксплуатацию хот-спотов. «Действительно, Wi-Fi в большинстве своем ориентирован на предоставление услуг доступа к интернету компаниями, чей основной бизнес другой кафе, магазины, аэропорты, гостиницы и т.д., соглашаются в „ВымпелКоме“. В основном их цель через доступ в интернет привлечь новых клиентов к основному продукту. Поэтому мы не видим конкуренции между Wi-Fi и GPRS. Для нас же Wi-Fi будет скорее имиджевой услугой, поддерживающей основной бренд». Договор на предоставление услуг Wi-Fi-роуминга «ВымпелКом» заключил еще в прошлом году.
Компания МТС, о конкретных планах которой в отношении Wi-Fi до сих пор не было ничего известно, намерена активизироваться в данной области. «Мы уже выбрали поставщика для Wi-Fi и в ближайшее время приступим к коммерческой эксплуатации, рассказал CNews начальник службы по связям с общественностью МТСПавел Нефедов. В настоящий момент мы решаем вопрос, как продвигать услуги Wi-Fi, ведь это нужно делать совсем по-другому, нежели услуги сотовых сетей».
Аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что Wi-Fi-бизнес по сравнению с сотовым устроен совсем иначе. «Сейчас в Москве стала доминировать бесплатная модель предоставления услуг на основе Wi-Fi, рассказывает аналитик JSon & Partners Борис Овчинников. Поэтому мест, где будет спрос на платный Wi-Fi, становится все меньше. В случае с бесплатной моделью доступа операторы Wi-Fi зарабатывают на платежах не от конечных пользователей, а от заведений, в которых установлены хот-споты. Для сотовых операторов подобный подход вряд ли может предоставлять серьезный интерес».
«В отличие от других стран, в России использовать технологию Wi-Fi без специальных частотных разрешений можно только внутри зданий, объясняет директор по маркетингу компании Golden Telecom, также занимающейся обслуживанием хот-спотов, Андрей Шишло. Большинство же сотовых операторов устанавливает оборудование вне зданий. Дополнительно договариваться с владельцами зданий, кафе и ресторанов это совсем не очевидный приоритет сотового оператора».
Впрочем, при правильном подходе сотовые компании могут все-таки получить выгоды от Wi-Fi-услуг. «Крупные операторы фиксированной связи, как, например, Golden Telecom или „Комстар ОТС“ объявили о своих серьезных планах в отношении Wi-Fi, говорит аналитик IKS-ConsultingОксана Панкратова. Это означает, что и для мобильных операторов есть смысл заниматься Wi-Fi. Другое дело, что отдача будет лишь в случае масштабного подхода к работе с данной технологией».