Россия: Siemens и Motorola теряют рынок мобильников
Компания IDC подвела итоги четвертого квартала 2004 г. на российском рынке мобильных телефонов. Прежние темпы роста потеряли такие вендоры, как Siemens и Motorola, а наиболее сильные позиции в четвёрке лидеров заняли Nokia и Samsung. Как и прежде, двигателем рынка оставались регионы, и в IDC верят, что темпы роста рынка не снизятся и в 2005 году. Тем не менее, не все розничные продавцы телефонов разделяют эту точку зрения. По мнению аналитиков, последний квартал можно считать ключевым для этого сектора рынка в целом, не был исключением и 2004 г. Продажи быстро росли и, по данным IDC, за последний квартал было продано более 8,6 млн. аппаратов. По словам исследователей, сохранялись наметившиеся в начале года тенденции повышения нижней границы ценовых категорий и роста рынка моделей среднего ценового диапазона. Возникнув в Москве иSiemens и Motorola, боровшиеся за лидерство на протяжении всего 2004 года, в четвертом квартале потеряли прежние темпы. Их доли рынка в двух крупнейших городах снизились, но особенно заметно падение было на региональных рынках.
Продажи, подгоняемые новогодним ажиотажем, росли, и в секторе дорогих моделей наиболее сильные позиции в четвёрке лидеров заняли две торговые марки Nokia и Samsung. Nokia удалось вернуть успех, представив несколько дорогих привлекательных моделей, а Samsung устойчиво наращивал продажи в течение всего года. Особенно успешно компания действовала в регионах, где завоевали популярность её модели начального уровня.
По оценкам IDC, несколько снизилась доля Sony Ericsson, в то время как позиции LG снова улучшились.
Как в двух крупнейших городах, так и в регионах доля рынка, принадлежавшая шести ведущим поставщикам, сократилась. Это отражает нарастающую, по мере выхода на рынок новых игроков, конкуренцию, и рост продаж Pantech, оттеснившей Philips с седьмого места в списке лидеров.
Компания |
Объем поставок, млн. шт. |
Доля в IV кв. 2004 г., % |
Доля в III кв. 2004 г., % |
Изменение |
Siemens |
1,85 |
21,5 |
22,4 |
-0,9 |
Motorola |
1,64 |
19,0 |
21,0 |
-2,0 |
Samsung |
1,60 |
18,6 |
17,5 |
1,1 |
Nokia |
1,58 |
18,4 |
17,5 |
0,9 |
Sony Ericsson |
0,58 |
6,8 |
7,7 |
-1,0 |
LG |
0,44 |
5,1 |
4,5 |
0,6 |
Остальные |
0,91 |
10,6 |
9,4 |
1,2 |
Всего |
8,60 |
100,0 |
100,0 |
Источник: IDC, 2004 г.
«Рынок характеризовался падением доли всех четырёх моделей, лидировавших в предыдущем квартале, отметил Саймон Бейкер, руководитель программы исследований IDC по рынку мобильных телефонов в регионе CEMA. Samsung принесли успех ставшие особенно популярными на региональных рынках модели X100 и C100/110, а модель начального уровня Nokia 1100 вышла на пик популярности только к завершению жизненного цикла»,
Данные российских операторов свидетельствуют о том, что только в декабре количество новых абонентов превысило объём продаж телефонов за весь четвертый квартал, и разрыв между их количеством и числом проданных мобильных телефонов постоянно увеличивается, Однако в первом квартале 2005 г, на рынке наступит некоторое затишье, вызванное, отчасти, продолжительными новогодними каникулами, прогнозируют специалисты. Устойчивый рост в регионах продолжится.
Салоны связи называют разные оценки объемов российского рынка мобильных телефонов за 2004 год. Так, по данным компании «Евросеть», количество сотовых телефонов, проданных через розничные сети в России в 2004 году, составило 30,32 млн. штук (из них в Москве 6,1 млн. шт., в
Считая, что общемировые продажи сотовых телефонов составили 671 млн. шт., доля России за 2004 год составила 4,5%. Причем в четвертом квартале 2004 года, считая, что общемировые продажи составили 194 млн. шт. и продажи телефонов в России, по мнению компании, 9,94 млн. шт., доля России составила 5,1%. А объем «серого» рынка сотовых телефонов, по оценкам «Евросети», в 2004 году составил 9% от общего объема продаж телефонов России и достиг 2,7 млн. шт. При этом компания «Евросеть» в декабре 2004 года заняла долю продаж в 22,5%,
"В России, по нашей оценке, ритейлом в 2005 году будет продано 34,2 миллиона сотовых телефонов или 5% от всех мировых продаж", говорит Татьяна Гуляева,
«Таким образом, рынок розничных продаж телефонов составит $5,1 млрд., то есть он вырастет по сравнению с рынком 2004 года на 18,6%», подчеркивает
«По оценкам нашей компании, в 2004 году в России было продано 27 млн. телефонов стандарта GSM, говорит Анна Свердлова, руководитель
«По нашим оценкам, объем рынка в 2004 году составил 24 млн. телефонов, говорит Оксана Хрусталь,
По мнению маркетологов «Техмаркета», в продажах телефонов стоит отметить ощутимый рост средней стоимости продаваемого телефона: в салонах компании за год он составил около $32, а средняя стоимость продаваемого в этой сети телефона сейчас составляет $160. Наибольший темп роста средней стоимости телефона был отмечен в четвертом квартале. В 2005 году эта цифра еще более приблизится к $200. Рост продаж телефонов в компании «Техмаркет» в 2004 году в ценовой категории от $200 до $300 составил 3%, в категории свыше $300 2,5%.
"В наших магазинах в 2004 году средняя цена телефона превышала $150, - говорит Татьяна Москалева, руководитель PR-службы Dixis. - Наибольшее увеличение средней цены происходило в Москве и Санкт-Петербурге – в конце 2004 года этот показатель составил $222,32 и $166,15 соответственно. В регионах динамика менее значительная, но, тем не менее, рост наблюдается и там. И это на фоне того, что политика ценообразования компании за год довольно сильно изменилась в сторону снижения цен. На наш взгляд, происходит это во многом потому, что пользователи, попробовав простейшие аппараты, начинают «желать большего» - более качественных экранов, более чистого звука, расширения возможностей. То есть приобретается больше новинок, цена на которые выше, чем у аппаратов, находящихся в продаже какое-то время. Кроме того, развитие операторских услуг также приводит к большей востребованности аппаратов с максимальным набором функций".
В «Техмаркете» перспективы роста региональных рынков оценивают не так высоко, как в IDC. «В Москве в 2005 году будет наблюдаться остановка темпов роста в абсолютном выражении, рост региональных рынков будет постепенно снижаться, говорит Оксана Хрусталь. Доля продаж в Москве по сравнению с регионами уменьшится с 35% в 2004 году до 30% в 2005 году. Рынок замещения в Москве составит в 2005 году порядка 80%, в регионах порядка 3040%. Спрос смещается в сторону более дорогих моделей, наиболее активно увеличивается доля моделей ценового сегмента от $100 до $200 при снижении доли моделей бюджетного уровня».