Разделы

Телеком

Российскому телекому угрожает новый тип монополий

На прошлой неделе правительство России утвердило самый важный подзаконный акт к Закону о связи - “Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия”. Во время обсуждения данного документа возникало множество споров вокруг главного вопроса, на который должны были дать ответ Правила: каким образом следует проводить демонополизацию рынка дальней связи. Один из последних спорных вопросов связан с появлением нового уровня в иерархии телекоммуникационных операторов – уровня зоновой связи – и опасностью монополизации данного сегмента дочерними предприятиями “Связьинвеста”.
Согласно документу, операторы фиксированной телефонной связи подразделяются на три типа: операторы местной связи, зоновой (связь между населенными пунктами внутри одного региона) и дальней (точнее, междугородней и международной). Для получения права предоставления услуг дальней связи компании необходимо обеспечить присутствие точек присоединения к своей сети во всех регионах России. Такое требование установлено в связи с тем, что операторы местной связи, в свою очередь, должны обеспечить своим абонентам возможность пользоваться услугами любого из операторов дальней связи. Как уже писал CNews, данное положение дел устраивает не всех: ряд телекоммуникационных ассоциаций написали открытые письма в правительство и Мининформсвязи, полагая, что выбранная модель демонополизации приведет к падению доходов местных операторов.

Стоит отметить, что компании, предоставляющие услуги местной связи, не могут напрямую присоединяться к операторам дальней связи: это возможно сделать лишь через посредников — операторов зоновой связи. Одновременно с этим ужесточились условия предоставления услуг данного вида связи: если раньше зоновым компаниям достаточно было работать лишь в нескольких населенных пунктах региона (поэтому услуги зоновой связи сейчас предоставляют те же компании, что и услуги местной), то теперь они должны охватить своими сетями все поселения городского типа в регионе. Глава департамента госполитики в сфере ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень полагает, что теперь в данном сегменте рынка будет открыт путь к конкуренции: «До сих пор зоновые операторы могли пересылать трафик только от своих абонентов к своим же, теперь же такого ограничения не будет».

Однако представители телекоммуникационных компаний говорят, что на самом деле этого ограничения и так не было, поскольку к лицензиям на зоновую связь были выданы соответствующие дополнения. А вот после вступления в силу новых Правил, как опасается топ-менеджер одного из альтернативных операторов, «зоновая телефонная связь будет монополизирована входящими в холдинг „Связьинвест“ межрегиональными телекоммуникационными компаниями, ведь только им под силу оказывать услуги сразу во всех городах. Складывается такое ощущение, что зоновая связь — это дополнительное звено, искусственно придуманное для того чтобы дать кому-то подзаработать». Впрочем, в министерстве надеются на появление альтернативных зоновых компаний и приводят пример Ассоциации телефонных операторов, которая создает в Подмосковье подобную структуру.

В любом случае, в городах Москва и Санкт-Петербург, являющихся отдельными зонами, монополизации не произойдет. Как отметил г-н Слизень, «любой оператор, работающий в двух столицах, будь то традиционный или альтернативный, может без проблем получить лицензию на зоновую связь».

В отдельную составляющую выделены сотовые компании (операторы подвижной зоной связи). С местными проводными операторами сотовики должны взаимодействовать через операторов внутризоновой и дальней связи. При этом операторы подвижной связи не могут обладать нумерацией городских телефонных сетей, в связи с чем с их абоненты, использующие прямые номера, должны будут заключить дополнительные договора на установку услуги переадресации с городского на федеральный номер. А фиксированным операторам придется расстаться с собственными федеральными кодами негеографической нумерации, пользователи которых могли звонить друг другу в обход монополиста — «Ростелекома». Теперь же весь голосовой трафик, выходящий за пределы одного региона, должен проходить только по каналам операторов дальней связи.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Не стала исключением и IP-телефония. Правда, для IP-операторов в итоге все сложилось не так плохо Если в первоначальном варианте Правил предполагалось запретить совершение исходящих вызовов с сетей передачи данных, подключенных к телефонным сетям общего пользования, то после согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) данный запрет был снят. Это означает, что, как писал ранее CNews, операторы IP-телефонии могут продолжить свою работу, но только в качестве дилеров операторов дальней связи. После согласования с ФАС из Правил исчезло также и требование о том, что услуги коммутируемого доступа в интернет должны оказываться только через специальный код доступа к услуге, обслуживать который будут зоновые операторы. Теперь же в Правилах записано, что сети передачи данных могут присоединяться к телефонным сетям как на зоновом уровне (то есть через код), так и на местном (как сейчас и происходит).

Помимо либерализации рынка дальней связи, Виталий Слизень отметил два важных, на его взгляд, момента в новых Правилах. Во-первых, теперь существенные операторы не могут ставить одним из условий присоединения к себе сетей альтернативных операторов необходимость проведения доумощнения своих сетей. В министерстве считают, что не может быть такой ситуации, при которой существенный оператор не сможет справиться с нагрузкой, создаваемой абонентами какого-либо альтернативного оператора. Во-вторых, операторы должны будут вести учет пропуска трафика повременно и предоставлять информацию об абонентах, инициализирующих вызов. Это должно сделать невозможным использование рефайла — схемы, при которой дальний звонок идет в обход официальных каналов дальней связи и выдается при этом местной.

Между тем, представители альтернативных операторов высказывают опасения в связи с тем, что из Правил присоединения были убраны технические моменты. Их решено поместить в отдельный приказ, который будет выпущен министерством. Этот приказ, в отличие от Правил, уже не нужно будет согласовывать с другими ведомствами.