Разделы

Телеком

"Связь–Экспокомм": "Комстар Объединенные Телесистемы" готовится к IPO

Московский оператор цифровой связи «Комстар Объединенные Телесистемы» объявил результаты своей деятельности за 2004 год. По утверждению руководства компании, менее чем за год ей удалось реализовать планы по объединению. Одной из важнейших стратегических задач в «Комстаре» считают повышение прозрачности компании и ее привлекательности для зарубежных инвесторов. В будущем году «Комстар» планирует завершить работы по подготовке к IPO.
По утверждению генерального директора «Комстар Объединенные Телесистемы» Семена Рабовского, «Комстар» — один из наиболее ярких примеров успешной консолидации компаний, отличающихся как по положению на рынке, так и по корпоративным стандартам. В мировой практике только 3 из 10 слияний проходят успешно, при этом даже успешное слияние часто приводит к потере до 15–20% доходов в год реорганизации.

Как рассказал г-н Рабовский CNews, те задачи, которые перед объединением ставили акционеры компании, были в основном выполнены. Менее чем за год удалось реализовать все планы по объединению на операционном уровне. Создана оптимальная структура управления, внедрены единые бизнес-процессы, реализована ИТ-поддержка бизнеса, создана эффективная система продаж, обслуживания абонентов и ввода новых услуг. Компания работает как единый организм.

«Что получилось лучше, чем ожидалось — это объединение технических служб: я очень опасался того, что три разные сети, разные эксплуатационные команды, разные технологии могут отрицательно сказаться на качестве предоставляемых услуг, — отметил г-н Рабовский в беседе с нашим обозревателем. — К моей радости, этого не произошло: техническая служба сумела объединить имеющиеся ресурсы».

Быстрая реализация планов по объединению позволила «Комстар Объединенные Телесистемы» не только не потерять рыночную долю, но и увеличить свою выручку на 18% до — $289 млн. При этом чистая прибыль увеличилась на 7,3%. Количество корпоративных абонентов возросло до 28 тыс. Показатель ЕBITDA составил $93 млн. (его незначительное снижение вызвано тем, что за прошедший год выросли прямые операционные затраты, связанные с активизацией работы в массовом сегменте и увеличением операторских расходов). В «Комстаре» отмечают, что рост чистой прибыли обусловлен снижением долговой нагрузки за счет выплаты кредита и уменьшения расходов на обслуживание долгов. Рост финансовых показателей обусловлен активной работой компании в корпоративном сегменте. За прошедший год для этой категории клиентов «Комстар» предложил ряд новых услуг, реализованных на базе мультисервисной сети связи NGN. Среди них — услуги IP-VPN, IP-Centrex, Hosted PBX, VoiceVPN.

За завершением реорганизации «Комстар Объединенные Телесистемы» последует расширение географии присутствия компании на рынке. По словам г-на Рабовского, время показало, что созданная компанией модель бизнеса конкурентоспособна, следовательно — будет тиражироваться в регионах. В стратегических планах «Комстара» — реализация программы приобретения региональных операторов и строительство собственной региональной сети. В рамках развития региональной сети связи уже начато строительство узлов доступа на базе существующих и новых филиалов компании. Это позволит региональным клиентам «Комстара» получать тот же набор услуг и уровень обслуживания, который доступен заказчикам в Москве.

По словам г-на Рабовского, возможно, в краткосрочном периоде стратегия регионального развития приведет к ухудшению относительных показателей эффективности бизнеса, но зато позволит создать оператора национального масштаба с прозрачной структурой управления, сквозными эффективными бизнес-процессами и прочным положением на рынке. "Если завтра в компанию придет иностранный инвестор, то он удивится, насколько прозрачен бизнес «Комстара», — отметил г-н Рабовский.

Г-н

Рабовский также рассказал CNews, что у компании сегодня есть два полноценных филиала — в Тольятти и Сочи, имеются точки присутствия в ряде городов РФ. «Принцип регионального развития „Комстара“ заключается в следующем: мы идем в тот или иной регион вслед за клиентом, вслед за трафиком, вслед за партнером, — отметил он. — Развитие региональной сети будет происходить различными способами: это может быть приобретение местного оператора, открытие филиалов компании».

По словам первого заместителя генерального директора «Комстар Объединенные Телесистемы» Саида Алимбекова, планы по развитию существующих филиалов включают работу по расширению присутствия во всем Самарском регионе, строительство в Краснодаре инфраструктуры «с нуля», развитие представительств в Одессе и Санкт-Петербурге. Сейчас совместно с МТТ начато строительство сети в Самарском регионе. Всего на развитие филиалов в 2005 году планируется потратить $20 млн. Инвестиции в строительство универсальной мультисервисной сети составят $35 млн. Московская сеть и региональные узлы доступа будут соединяться по арендованным у МТТ магистральным IP каналам. Потенциальная клиентская база — многофилиальные и холдинговые структуры, для которых будут актуальны услуги на базе сети NGN — IP VPN, VoIP + VPN (40% клиентов VPN), интернет + VPN (75% клиентов VPN).

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Другим направлением развития компании станет расширение сети связи в Московской области, где в настоящий момент «Комстар» обслуживает более 100 крупных корпоративных клиентов и более 5 тыс. индивидуальных пользователей. «Комстар» сегодня имеет точки присутствия в большинстве городов-спутников Москвы (Балашиха, Химки, Одинцово, Красногорск, Люберцы, Зеленоград, Долгопрудный, Калининград, Мытищи). По словам г-на Рабовского, в 2004 году выручка от предоставления услуг в МО превысила $10 млн. «Мы уже получили емкость в коде 498 (50 тыс. номеров), мы располагаем полным набором лицензий, — отметил он. — Инвестиции в строительство инфраструктуры в Московской области составят более $15 млн.».

Так, до конца текущего года будет завершено строительство периферийного волоконно-оптического кольца, замыкающего существующие фрагменты сетей в районе Рублево-Успенского и Новорижского шоссе, а также узлов доступа в городах-спутниках. Начаты работы по строительству сетевой инфраструктуры в Дмитровском, Пятницком, Калужском и Ярославском направлениях.

По словам г-на Рабовского, объединение пошло на пользу компании и дало новый качественный рывок. За прошедший год «Комстар» значительно упрочил свои позиции, увеличив свою долю с 22% до 27% рынка связи альтернативных операторов Москвы. Он отметил, что несколько сложнее ожидаемого происходило объединение ИТ-систем трех компаний: «Сегодня в компании работает множество ИТ-систем: три — в бухгалтерии, десять — в расчетах, еще несколько — в управлении складами: их невозможно интегрировать, невозможно выбрать лучшую из них и использовать только ее в работе». Г-н Рабовский отметил, что пока необходимо поддерживать работу всех этих систем и параллельно строить новую расчетную систему. Компания уже практически определилась с выбором необходимой платформы. "Скорее всего, это будет система Oracle, внедрением которой займется наш партнер — компания «Квазар-Микро», — рассказал CNews г-н Рабовский.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Представители «Комстара» также отметили, что к июню текущего года завершится юридическое объединение операторов, которое проводится путем реорганизации ЗАО «Комстар» в ЗАО «Комстар Объединенные Телесистемы»,и процесс перевода клиентской базы компаний «Телмос» и «МТУ-Информ» в юрисдикцию ЗАО «Комстар Объединенные Телесистемы». В результате структура акционерного капитала будет такой: 49% — МГТС и 51% — АФК «Система». При этом одной из наиболее трудоемких и первостепенных задач (наряду с развитием существующих филиалов компании и подготовкой к развертыванию NGN на базе ресурсов МТТ) станет интеграция ядра сетей МГТС и «Комстар».

Реализация программы приобретений и внутрикорпоративной реорганизации позволит создать крупнейшего оператора связи, который станет интересен инвесторам. «В 2006 году мы планируем полностью закончить работы по подготовке „Комстара“ к IPO, — отметил г-н Рабовский. — По нашим расчетам, „Комстар“ сможет привлечь $800 млн. на международном рынке».