Разделы

Бизнес

РАН добилась "косметической" реформы науки

Правительство РФ одобрило 30 июня в значительной степени выхолощенную программу реформирования госсектора науки, внесенную Минобрнауки РФ после продолжительного, неоднократного и во многом скандального согласования с Российской академией наук. Как подчеркнул глава МЭРТ Герман Греф, за счет конкурентоспособности науки можно удвоить ВВП, но вряд ли принятая программа будет этому способствовать.
Подготовленная Минобрнауки в конце лета прошлого года концепция участия государства в научной сфере привела к всплеску негодования в академических кругах а затем и к сплоченному противостоянию академической общественности устремлениям министерства более чем в десять раз сократить число государственных научных учреждений к 2007 г. Согласно принятой вчера редакции доклада Минобрнауки, к 2010 г. число академических институтов уменьшится до 600 (с 850), а прикладных — до 500 (с 1200) Напомним, что в настоящее время, согласно данным этого министерства, в России 2760 научных госорганизаций, из них: 850 научных организаций РАН с государственным статусом, 58 ГНЦ, 48 федеральных НПЦ, один федеральный центр науки и высоких технологий, около 600 научных организаций, вузов и более 1 тыс. других научных организаций, министерств и ведомств.

В результате, совокупный штат ученых сократится незначительно — до 570 тыс., то есть примерно на 16%, при одновременном существенном увеличении зарплат научных сотрудников к 2007 г.: молодых специалистов — до 15–20 тыс. руб., научных сотрудников — от 30 тыс. руб. и более. Напомним, что в настоящее время зарплата научного сотрудника РАН, как и профессора вуза, в среднем составляет 5–7 тыс. руб. Таким образом, к началу 2008 г. бюджетная обеспеченность научных сотрудников увеличится до 800 тыс. — 1 млн. руб. на работника в год. Примечательно, что даже при этом затраты на науку достигнут лишь 3% ВВП, а не 4%, — между тем, именно эта цифра некогда предусматривалась в «Законе о науке».

Вместе с тем, главная задача реформы — совершенствование академической, прикладной и вузовской составляющих госсектора науки с целью повышения его роли в экономическом развитии страны путем обеспечения прорыва на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники — вряд ли может быть достигнута предложенным способом. Выступая на заседании правительства, Герман Греф отметил, что удвоить ВВП за счет нефти нельзя. «Но это можно сделать, в частности, за счет самой современной, мобильной конкурентоспособной науки, в основном сформированной в государственном секторе, — продолжил министр. — Под амбициозные задачи, в частности, повышение эффективности науки, надо разрабатывать амбициозные решения… С такими решениями, которые мы собираемся принять сегодня, никакого удвоения и диверсификации экономики не будет».

Герман Греф раскритиковал программу и отметил, что в ней нет ответа на вопросы «как делать» и «что делать». Министр считает, что необходимо определить методы достижения поставленных задач, а думать, в каких направлениях будет развиваться наука, — сейчас неконструктивно. Но, пожалуй, кульминационным моментом стал выпад министра в сторону РАН, его слова: «Я не понимаю, что такое Академия Наук», — вызвали незамедлительный резкий ответ Юрия Осипова, президента РАН. За академию вступился и Андрей Фурсенко, глава Минобрнауки, — он заявил, что, разрушив Российскую АН, создать что-либо сопоставимое невозможно. В то же время, в России лишь малая толика интегрированных вузов проводит фундаментальные исследования. Впрочем, разразившиеся словесные баталии ни к чему не привели — подготовленная совместно Минобрнауки и академиками программа реформирования получила одобрение правительства.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Эти меры будут осуществляться в 2 этапа: первый (2006–2008 гг.) предусматривает создание нормативно-правовой базы и перевод научных ФГУП’ов в акционерные общества с долей государства 100%, а на втором этапе (2009–2010 годы) их большая часть будет приватизирована. Реформирование госсектора науки пройдет по трем направлениям. Первое — оптимизация сети научных учреждений, в том числе, за счет их перевода в другие формы собственности. Второе — расширение программно-целевого подхода к финансированию науки с одновременным ростом затрат на нее, в том числе на академический сектор, параллельно с оптимизацией кадрового состава сотрудников в сфере фундаментальных исследований. Третье — развитие системы контроля и координации деятельности научных организаций. По словам министра финансов Алексея Кудрина, эта программа мер — «хрупкий компромисс, не дающий пока существенных прорывов в развитии этой отрасли». Доработки требуют предложения о передаче Минобрнауки прав по определению предельных расходов на науку, вопросы использования имущественного комплекса и финансовых средств.

Но программа не решает основной задачи — изменения структуры и управления наукой, которая в России все еще продолжает оставаться советской, в том числе — в сфере управления научными учреждениями, исследованиями и разработками. Сфера коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности развивается, но весьма медленно и во многом на весьма спорной нормативно-правовой основе. Последние два года попытки расширить сферу конкурсного финансирования работ сопровождаются серьезными проблемами по реализации независимой экспертизы предложений. Число молодых ученых не дотягивает до 5% при среднем возрасте научного сообщества — около 60 лет. Немногим лучше ситуация с обеспечением оборудованием, почти половина которого в РАН старше 11 лет (в вузах дела обстоят еще хуже). Таким образом, наболевшие вопросы структурного реформирования и управления наукой и научными исследованиями во многом отложены или оставлены вне рамок предложенной программы.