Разделы

Наука

Надувной космический «парашют» запустят в сентябре

Единственное в своем роде надувное тормозное устройство «Демонстратор-2» (D-2R), вновь готовят к летно-космическим испытаниям. Как сообщили CNews представители ПНО им. С.А. Лавочкина эксперимент намечен на сентябрь 2005 года.
Запуск надувного тормозного устройства «Демонстратор-2R» (D-2R, в англоязычной терминологии – Inflatable Reentry Descent Technology, IRDT) был ранее намечен на июль 2005 года, но не состоялся. Как сообщили CNews представители ПНО им. С.А. Лавочкина, эти испытания должны пройти в сентябре 2005 года. Выведение в космос будет осуществляться с атомной подводной лодки посредством конверсионного ракетоносителя типа «Волна», созданного ГРЦ «КБ имени академика В.П. Макеева» на базе баллистической ракеты РСМ-50. «Таковы требования заказчиков», - подчеркнул в беседе с обозревателем CNews представитель ПНО им. С.А. Лавочкина. Цель испытаний - подтверждение возможности использования пневматических тормозных устройств с гибкой теплозащитой для спуска грузов из космоса на Землю.

Космический «парашют» сконструирован в Научно-исследовательском центре им. Г.Н. Бабакина, дочернем предприятии химкинского НПО им. С.А. Лавочкина. Последнее владеет 49% СП Return and Rescue Space Systems GmbH (2R2S). Остальные акции совместного предприятия созданного в 2002 году принадлежат европейской EADS Astrium со штаб-квартирой во Франции.

В сложенном виде аппарат весом 140 кг поместят в защитную капсулу и установят вместо боевого блока на ракету-носитель «Волна», которая должна вывести его на баллистическую траекторию с максимальной высотой 260 км. Стартует ракета из подводного положения с борта подводной лодки из акватории Баренцева моря. «Космический парашют» представляет собой двухкаскадное надувное устройство из двух конусов, первый диаметром 2,3 м, второй – 3,8 м. Оба изготовлены из специальной ткани и наполняются газообразным азотом, который находится в специальных шаровых баллонах. По расчетам специалистов, первый конус начинает наполняться газом за 2,5 минуты до входа в атмосферу. Это обеспечивает снижение скорости с 7 км/сек до дозвуковой. Наполнение второго конуса должно привести к дальнейшему торможению до 15-17 м/сек ко времени посадки. «Демонстратор» снабжен средствами тепловой защиты и гашения удара при посадке. Его основное преимущество в том, что для посадки не требуются парашют и тяжелый теплозащитный щит.

#gallery#

Предыдущие три запуска «Демонстратора» в 2000-2002 гг. оказались неудачными с полной или частичной потерей аппарата. В то же время, это единственное в мире устройство, предназначенное для широкого применения – от возврата грузов и экстренной эвакуации из космоса до осуществления мягкой посадки на другие планеты, в частности, на Марс. «Демонстратор» разработан отечественными специалистами, заказчиками проекта выступают Европейское космическое агентство и немецкая компания EADS ST.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Впервые спускаемый аппарата с надувной тормозной системой был запущен 9 февраля 2000 году и впоследствии потерян из-за неисправностей в тормозной системе. «Демонстратор» должен был вернуть на Землю сам разгонный блок «Фрегат» (сухая масса блока «Фрегат» вместе с «космическим парашютом» составила 1820 кг) и экспериментальную аппаратуру, но был обнаружен только сильно поврежденный блок научной аппаратуры. Получена информация по траектории спуска, записанная бортовым измерительным комплексом, но поиски «Фрегата» с «Демонстратором», продолжавшиеся летом того же года не принесли результатов. Во время второго эксперимента, 20 июля 2001 года, устройство не отделилось от ракеты-носителя «Волна», из-за сбоев в системе управления. Обломки спускаемого аппарата вместе с 3-ю ступенью упали в районе Камчатки. Третий экспериментальный запуск 12 июля 2002 года, произведенный подводной лодкой «Рязань» привел к нештатному отделению «Демонстратора-2» с его полной потерей. Комиссия пришла к выводу, что вероятнее всего у аппарата разрушилась защитная капсула еще до начала его функционирования.

Между тем, если аппарат успешно пройдет испытания, его ожидает большое будущее - применение на МКС в качестве спасательной шлюпки, для экстренной доставки грузов на орбиту и мягкой посадки на Марс и, возможно, другие планеты. Разрабатывается вариант «космического парашюта» для управляемого спуска многотонных грузов в атмосфере Марса. В проекте участвуют Федеральное космическое агентство, Европейское космическое агентство, Научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина, Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро им. академика В.П.Макеева», фирма AEDS ST, Международный научно-технический центр, Институт космических исследований Российской Академии Наук, Военно-Морской флот России.