Разделы

Телеком

Фурсенко: компьютеры в школах – это не главное

Министерство образования и науки РФ в ближайшие годы намерено сосредоточиться на контент-наполнении образовательных интернет-ресурсов. По мнению Андрея Фурсенко, главы министерства, это направление работ сейчас приоритетнее, чем поставка ПК или даже их подключение к интернету.
«Мы (Минобрнауки РФ) в программе информатизации школ четко понимаем, что сегодня главное — это не поставка компьютеров или даже подключение их к интернету, а создание контента, создание смысловых материалов, — заявил Андрей Фурсенко, министр образования и науки России, выступая в прямом эфире »Эхо Москвы". — Эти смысловые материалы мы готовим сейчас. Существует специальная программа по открытию портала, где будут представлены методические материалы для обучения по различным направлениям. Мы запланировали на ближайшие годы подготовку методических материалов в электронном виде по различным направлениям и предметам. Но эти материалы, единственно, должны по-другому подаваться, чем в обычном учебнике". Кроме того, министерство активно работает над электронными учебниками и комплектацией школ такими пособиями. Большая часть одобренного в середине 2005 года займа Минобрнауки у МБРР в $300 млн. на информатизацию школ и ПТУ будет направлена на эти цели.

Повышенный интерес министерства к содержательной стороне образовательных интернет-ресурсов вызван итогами реализация основных Федеральных целевых программ (ФЦП), которые завершаются в 2005 году. Среди них: Федеральная программа развития образования на 2000–2005 годы (ФПРО) и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (РЕОИС). Первая по большей части отвечала за образовательный контент, содержание образования, образовательные методики и технологии; вторая — за компьютеризацию. «Две эти программы, очевидно, должны быть интегрированы, не механически сложены, а интегрированы по сути, поскольку образовательное содержание, которое развивалось в рамках ФПРО и то обеспечение и то развитие ИКТ, которое было в РЕОИС, — абсолютно необходимы друг другу. Нам с трудом удавалось координировать эти две большие программы», — отмечала ранее Марина Князева, заместитель начальника управления Федерального агентства образования (ФАО). Основные усилия новой Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. (ФЦПРО) будут сосредоточены на контенте, то есть формировании единого образовательного пространства на территории всей страны посредством наполнения образовательных интернет-ресурсов и онлайнового доступа к ним учащихся и преподавателей.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Напомним, что с 2001 года правительством РФ было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к интернету, сложившуюся в системе образования в 90-е годы. В декабре того же года правительством РФ была принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», где говорится о весомой роли, которую призваны играть средства ИКТ. К настоящему времени в рамках ФЦП РЕОИС создана сеть из 16 образовательных порталов, которая рассматривается как основа единой информационной среды системы образования. Базовым интегрирующим элементом является Федеральный портал «Российское образование». Созданные образовательные порталы делятся на 7 профильных (тематических) порталов по различным предметным областям (гуманитарные и естественные науки) и группам специальностей и 8 специализированных порталов, ориентированных на выполнение определенных функций, среди которых наиболее значимы: Портал информационной поддержки единого государственного экзамена, Реализация федеральных и региональных программ развития образования, ИКТ в образовании, Федеральный портал «Дополнительное образование детей», Специализированный портал «Международное образование».

В 2003 году с руководством ведущих вертикальных порталов и информационных центров были подписаны партнерские соглашения об обеспечении информационного взаимодействия и системной интеграции образовательных порталов, на основе которых проводится репликация метаописаний информационных образовательных ресурсов и новостных лент. Конечной целью создания такой системы, по мнению Минобрнауки, является «обеспечение образовательного сообщества информационными ресурсами и создание целостной, взаимно дополняемой и территориально распределенной системы порталов сферы образования». «В Минобрнауки неоднократно заявляли, что порталы будут не только поддерживать, но и развивать. Однако создание „образовательных порталов“ так и не позволило решить проблему формирования образовательного интернет-пространства, хотя по отдельным, в основном, естественно-научным предметам достигнуты значительные успехи, — отмечает Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. — Сложившаяся ситуация в первую очередь связана с тем, что наполнение созданных сайтов и порталов контентом требует не только значительных усилий и ресурсов, но и принципиально иных, сетевых методов работы с образовательным сообществом, и иных подходов к стимулированию такой деятельности. Существенную роль здесь могли бы сыграть организации по интересам, возможно, центры дополнительного образования».