Разделы

Бизнес

НАУЭТ и CNews Analytics обнародовали итоги рейтинга интернет-магазинов по товарным группам

20-го октября 2005 года в отеле «Арт-Отель», состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов комплексного исследования розничного сегмента (B2C) российской интернет-торговли, проводимого НАУЭТ совместно с CNews Analitics (РБК).

Целью исследования являлось выявление наиболее эффективных интернет-магазинов согласно следующим критериям: полнота раскрытия информации, конфиденциальность и безопасность; уровень обслуживания клиентов; дизайн и удобство пользования сайтом; информативность контента и достоверность информации о товаре и услугах; масштаб онлайнового бизнеса (диапазон по количеству online заказов, диапазон по товарообороту, диапазон по количеству посетителей сайта); известность сайта (торговой марки информационного ресурса), и на то, как эти компоненты взаимодействуют для создания эффективного функционирования. Другой задачей исследования являлась оценка текущей ситуации на рынке электронной коммерции в сегменте B2C и уточнение его структуры, по критерию принадлежности к той или иной товарной группе.

Согласно ислледованию объем он-лайн-продаж в России в розничном сегменте вырос на 20% по сравнению с 2004 годом. Для того чтобы понять много это или мало достаточно сказать, что пока на онлайн приходится менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения, в США, эта цифра составляет в настоящее время уже около 14-15%.

Полученные данные позволяют оценить объемы электронной торговли в сегменте B2C на 1-е полугодие 2005 года. Общий объем онлайновой торговли в сегменте B2C может быть приблизительно оценен в $385 млн. Прогноз на весь 2005 год – $770 млн.

В пресс-конференции приняли участие руководители НАУЭТ, представители крупнейших розничных предприятий и интернет-магазинов. Также в конференции приняли участие эксперты, привлеченные к оценке рейтинга: Тимур Аитов – директор по развитию бизнеса РБКСофт, Александр Айгистов – исполнительный директор РОЦИТ, Павел Коротов – руководитель проекта Oborot.ru, Герман Осташевский – руководитель проекта «партнерская сеть Mix Market BIZ», Антон Никольский – исполнительный директор Национальной Ассоциации Участников Электронной Торговли, маркетинговая служба PMGroup.

В ходе исследования были проанализированы более 300 интернет-ресурсов, представляющих различные товарные группы (автомобили и запчасти – 15%, товары для дома – 15%, одежда – 14%, бытовая техника и электроника – 10% и др). Из них, только 42% Интернет-магазинов имеют меморандум о политике конфиденциальности, для гарантии безопасности использования электронных платежных средств. Большинство ресурсов (36%) предоставляют достаточно полный спектр услуг: обслуживание клиента по системе 24/7 через бесплатный телефонный номер – 11%; не требуют дополнительной платы за рекламации – 15%; позволяют отменять заказы по телефону – 23%; он-лайн консультирование (ICQ, чат, форум)- 23%; подтверждают заказ по электронной почте – 23% и др. 36% Интернет-магазинов имеют понятный и удобный для пользователя интерфейс, 43% дают достаточно полную и достоверную информацию о предлогаемых товарах и услугах. По итогам исследования, очевидно, что помимо роста количества Интернет-магазинов по всем товарным группам, происходит заметный качественный рост предоставляемых ими услуг.

На сегодняшний день стало уже понятным, что одни товары в большей степени подходят для продвижения их через канал Интернет-торговли, другие в меньшей степени.

Очевидно, что в наибольшей степени подходящими для Интернет-торговли являются товары, торговый цикл для которых может быть полностью осуществлен посредством сети, начиная от рекламы и ознакомление с потребительскими свойствами товара и заканчивая заказом, оплатой, доставкой и непосредственно потреблением товара. К данной категории относятся такие товарные группы как: программное обеспечение, МP3, фильмы, аналитическая информация, электронные книги, игры и другой контент, который может быть полностью реализован через интернет.

То касается традиционных товаров, наиболее подходящих для интернет-торговли, то это компьютеры и комплектующие, бытовая техника и электроника, туризм и бронирование билетов, билеты на культурные мероприятия, товары для дома и дачи и др.

Участники пресс-конференции обсудили итоги исследования и подчеркнули важность проведения регулярных исследований в сфере электронной торговли. По окончании мероприятия между участниками был проведен розыгрыш ценных призов, предоставленных интернет-магазинами "Партер" и "Автомаркет".