Бизнес и государство: торг уместен - система B2G-goszakupki.ru
1 января 2006 года вступает в силу федеральный закон № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действие которого направлено на обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств. Как показала практика, в сфере государственных закупок наиболее действенным механизмом повышения прозрачности, снижения уровня коррупционности и предоставления потенциала для экономии бюджета является система электронной торговли.
Информационно-аналитическая и торгово-операционная система (ИАТОС), разработанная специалистами «Центра развития экономики» специально для проведения государственных закупок - B2G-goszakupki.ru - позволяет проводить их во всех предусмотренных законом формах – запрос котировок, аукцион, конкурс и т.д. Внедрение такой электронной системы минимизирует влияние человеческого фактора, повышает объективность, информативность и прозрачность рынка, позволяет проводить более качественный отбор поставщиков и подрядчиков. Система, после всех необходимых согласований в соответствующих министерствах и ведомствах Российской Федерации, была внедрена в качестве «пилотного проекта» в РАО «ЕЭС России» и уже три года функционирует в интернете.
По итогам национального конкурса "Электронная коммерция и торговля – 2004", проходившего в рамках 4-й выставки "Информационные коммуникации России – XXI век" ("Инфоком-2004"), инжиниринговая компания «Центр развития экономики» была признана победителем в номинациях «Лучшая электронная торговая система (B2B, B2G)», «Лучшая отраслевая электронная торговая площадка», «Лучшее комплексное решение для построения универсальной системы электронной коммерции и торговли», «Лучшая компания - оператор электронной торговой площадки».
О перспективах внедрения системы электронных торгов в сфере государственных закупок рассказывает председатель совета директоров «Центра развития экономики» Александр Бойко.
Александр Алексеевич, какие факторы и особенности российской экономики стали предпосылками для создания торговой площадки с использованием информационных технологий для госзакупок?
Решением проблемы контроля за расходованием бюджетных средств уже многие годы занимаются многие научные институты страны. Однако ситуация не изменилась к лучшему. До сих пор все участники процесса размещения госзаказа не объединены в одном информационном пространстве. Особое внимание этому вопросу – развитию IT-технологий – уделено на самом высоком, правительственном, уровне. Ведь без IT-технологий невозможно существование в цивилизованном мире, где им принадлежит и настоящее, и будущее. Работу над этой проблематикой мы начали в 1997 году. За прошедший период нами был разработан программно-технический комплекс, позволяющий реализовать проведение торгов всех видов сложности.
На сегодняшний день проект полностью готов к применению в сфере госзакупок. Это информационно-аналитическая и торгово-операционная система «Рынок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» business-to-government (b2g).Требования регламентов для проведения торгов на нашей электронной площадке полностью соответствуют требованиям принятого Федерального Закона №94, основной целью которого является обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств.
Когда площадка может начать свою работу?
С момента вступления закона в силу, то есть, с 1 января 2006 года. Но регистрацию участников и обучение работе в системе можно производить уже сейчас по адресу в интернете. Мы уверены, что применение таких инструментов торговли между государством и бизнесом, как наша площадка, значительно упорядочит процесс расходования государственных средств. Ведь площадка предоставляет не только механизм отчетности, но и механизм формирования достоверной информации.
Что дает вам такую уверенность?
То, что проект ИАТОС полностью доказал свою состоятельность. Уже три года в Интернет действует информационно-аналитическая и торговая система «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики». В ее основе лежат лучшие отечественные и зарубежные разработки в области проведения электронных торгов. В одном информационном и торговом пространстве система объединила поставщиков и потребителей услуг, ресурсов и технологий.
Почему было принято решение сначала внедрить систему именно в энергетике?
Для этого были две серьезные причины. Во-первых, в РАО «ЕЭС России» действует система стандартов по организации закупочной деятельности, требования которых к проведению закупок приведены в соответствие требованиям закона о госзакупках. И во-вторых, географический фактор. Дочерние организации РАО «ЕЭС России» расположены на всей территории России - от Калининграда до Камчатки, карта их размещения полностью повторяет конфигурации регионов страны.
Каковы результаты вашей работы в цифрах?
Эффект превзошел самые смелые ожидания. За один только 2004 год, то есть, за период, когда система работала в промышленной эксплуатации, в системе было проведено более 600 конкурсов. Экономия только на снижении цен на начальном этапе составила около 17,5%, что соответственно позволило сэкономить более 1 млрд.рублей (разница между стартовой ценой и ценой покупки). Причем в Системе было проведено лишь 5% всех торгов от проведенных в РАО в 2004 году. На сегодняшний день было проведено 2900 конкурсов и аукционов с суммарным объемом – более 20 млрд. рублей.

Руководство холдинга отметило прямой экономический эффект и получило комплексную отчетность, которая находится в централизованном архиве электронной торговой системы. Главным достижением стало то, что впервые удалось исключить возможность ошибок и злоупотреблений чиновников на местах. Мы не констатировали, а предотвратили факты необоснованного расходования бюджетных средств.
На одной торговой площадке могут объединяться целые административные округа?
Конечно. Например, Центральный федеральный округ объединяет 18 субъектов федерации. В каждом из них право проведения закупок делегировано местным чиновникам. При этом успешно хозяйствующим субъектам рынка, производителям продукции, трудно участвовать в торгах в остальных 17-и субъектах Федерации. И даже если конкурсы проходят с высокими результатами, но разрозненно, то округ в целом этого высокого результата не получает. При внедрении системы, контролирующие органы в лице менеджеров или старшего руководящего звена, смогут проконтролировать любую процедуру, находясь в любой точке света. Система - это мощный рычаг оптимизации региональных бюджетов и повышения их эффективности.
Каким образом финансируется разработка системы?
Мы разрабатываем систему за свой счет. Точно так, как это было в случае с РАО «ЕЭС России». А госзакупщики смогут пользоваться программой, не внося абонентской платы.
Кто не может быть участником вашей площадки?
Рынок открыт для всех. Это главное требование закона.
Как участники находят друг друга?
Они переводят свои товары или услуги в цифровую кодировку. И если кто-то поместит предложение, что он хочет «это» купить, то Система автоматически отправляет уведомление тому, кто «это» продает и говорит, что появился покупатель. Система информирует каждого, кто заявился по этому виду товара.
Сложно научиться пользоваться вашей системой?
Для тех, кто умеет пользоваться интернетом, не сложно. Каждый месяц мы проводим обучающие семинары на базе Московского финансово-экономического института.
Подводя итог, скажите, что дает система государству?
Система позволяет реализовать все возможности электронных торгов, основными принципами которых являются эффективность, прозрачность, контроль, что особенно важно при достижении такой цели, как рациональное использование бюджетных средств страны.
Спасибо.