Разделы

Бизнес Телеком

"Билайн" окультурит россиян

Руководство «Билайна» мечтает «окультурить» российских пользователей мобильников: в ближайшее время компания планирует провести собственное исследование по России, чтобы сформировать на его основе «правила мобильного этикета» и ознакомить с ними абонентов.
По словам генерального директора ОАО «ВымпелКом» Александра Изосимова, ключи, деньги и телефон являются тремя вещами, о которых думают люди, выходя из дома. Мобильный телефон стал неотъемлемой частью жизни современного человека, но научились ли мы пользоваться телефоном так, чтобы не мешать окружающим? Редко кто задумывается о негативном влиянии телефона, выражающемся в «синдроме гиперактивности», когда человек не только утрачивает возможность остаться наедине с собой, но и невольно воспринимает неинтересную и неактуальную для него информацию, исходящую от посторонних людей, разговаривающих по сотовому.

Показательно, что собрать экспертов для обсуждения тонкой темы «мобильного этикета» в «Билайне» для начала решили в Санкт-Петербурге, претендующем на звание «культурной столицы» России. Так, Иван Арцишевский, начальник управления госпротокола комитета по внешним связям Петербурга, полагает, что мобильный этикет — лишь показатель уровня воспитания общества. По его словам, золотым правилом «мобильного этикета» должно стать достоинство и уважение друг к другу. Его поддержала актриса Ирина Мазуркевич, считающая, что при разговоре по мобильному телефону нужно учитывать интересы других людей и не заставлять посторонних «невольно подслушивать». Г-жа Мазуркевич добавила, что порой несоблюдение негласных правил, касающихся пользования мобильным телефоном, выходит за рамки обычного этикета и становится небезопасным для жизни и здоровья. Иногда родители, исходя из своих честолюбивых стремлений и забывая об этичности, покупают ребенку слишком дорогую «навороченную» модель телефона, чем повышают вероятность нападения преступников на улице.

В России тема мобильного этикета назрела не так давно. По утверждению Александра Новика, зав. отделом «Кунсткамеры», это связано с тем, что в нашей стране сотовый телефон получил массовое распространение и стал новой реалией культуры лишь за последние пять лет. Г-н Новик пояснил, что когда в 2000 году в США стали задумываться о мобильном этикете, в России 90% пользователей были жителями двух мегаполисов (Москвы (75%) и Санкт-Петербурга (15%)), а 10% рассредоточились по всей России. Пять-десять лет назад в нашей стране наличие мобильного телефона являлось признаком скорее исключительности, чем повседневной необходимости. Сейчас ситуация в корне изменилась, поэтому очень важным стало соблюдение негласных правил при пользовании телефоном. По убеждению г-на Новика, мобильник следует безоговорочно выключать в ресторанах, театрах, музеях и прочих общественных местах. В то же время, Игорь Заруднев, директор Санкт-Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом», уверен, что нельзя слишком жестко подходить к вопросу ограничений при использовании мобильного телефона, так как это сведет «на нет» цель создания подобного устройства. По мнению г-на Заруднева, в некоторых общественных местах говорить по телефону точно нельзя (например, в самолете), а в других — говорить можно, но тихо (например, в ресторане).

Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что нормы мобильного этикета должны быть представлены в качестве рекомендаций, а не жестких законов. Среди предложений — наладить производство специальных аксессуаров-"глушилок", провести «мягкую рекламу» этикета среди пользователей, создать «моду на мобильную вежливость» у молодежи, ввести систему штрафов и т.д. В то же время, предложение корреспондента CNews разместить в рекламе сотовой связи ненавязчивое предупреждение о том, что в определенных ситуациях общение по мобильному телефону может быть неэтичным (по примеру предупреждения Минздрава на пачке сигарет), не нашло поддержки у представителей «Билайна». «Люди склонны действовать вопреки всем предупреждениям», — уверены в компании.

Отметим, что на Западе тема мобильного этикета обсуждается уже достаточно давно. Ее «первооткрывателем» считается Дэн Бриоди (на тот момент журналист The Guardian), благодаря которому в 2000 году в США появились первые описания норм поведения пользователя мобильной связи. В 2003 году в 54% австралийских организациях стали рекомендовать переключать звонок с мобильного телефона на стационарный, а в 9% организаций — полностью отключать телефон. В Ирландии в 2004 году оператор Vodafone впервые включил в справочники абонентов раздел «Этикет общения». В том же году в Японии появился первый в мире институт по изучению влияния мобильных технологий на общество, основанный NTT DoCoMo. В 2005 году в Южной Корее в школах стали преподавать курс по этикету общения при помощи сотового телефона, а на Украине — транслировать видео- и аудиоролики с просьбой перевести мобильник в режим «без звука» в 45 кинотеатрах и 13 театрах.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Основные правила мобильного общения также уже сформулированы — с ними можно ознакомиться на сайте NoPhones.com. Там советуют, например, устанавливать бесшумный режим, отключать телефон во многих общественных местах, говорить привычным тоном, не переходя на крик, не прерывать встречу для того, чтобы ответить на звонок. Кроме того, авторы рекомендуют изучить основные возможности телефона с целью выбора наиболее удобного режима работы (в т.ч., бесшумного).

В то же время, несмотря на все усилия поборников «мобильного этикета», им предстоит масштабная просветительская работа. Так, по данным Harris Interactive (США), еще в июле 2003 года 97% американцев разговаривали по мобильнику в ресторанах, а 35% — во время сеансов или представлений, при этом 50% пользователей никогда не устанавливали телефон на беззвучный режим. В сентябре 2005 года эксперты из T-mobile (Великобритания) огласили результаты своего исследования, согласно которому 91% людей раздражает, когда приходится прерывать встречу из-за звонка, 87% во время встреч не отвечают на звонки и не пишут SMS-сообщения, а 61% вообще считают неэтичным оставлять мобильный телефон не включенным в беззвучный режим. Эти цифры впечатляют, учитывая, что на сегодняшний день по всему миру каждую секунду раздается 1 млн. звонков на сотовые телефоны, а общее количество пользователей мобильников достигло 1,5 млрд. человек. Из них на Россию, по данным AC&M Consulting, приходится 120 млн. человек. Похожую цифру — 116 млн. человек — называют и в J’son&Partners.