Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

ИТ-прорыв по-русски: один ПК на полсотни школьников

На один компьютер в российской школе сейчас приходится 57 учеников, считают в Минобрнауки. Это большой прогресс, однако, как отмечают аналитики, лишь 70% ПК в образовательных учреждениях пригодны для обучения. К тому же, во многих регионах уровень проникновения компьютеров крайне низок.
Оснащение российских школ компьютерами идет семимильными шагами, считает министр образования и науки Андрей Фурсенко. Пять лет назад один компьютер в среднем приходился на 270 учеников. Сейчас — на 57, сообщает «Эхо Москвы». Также г-н Фурсенко пообещал, что через два года более половины школ России будут подключены к глобальной сети интернет.

Как рассказали CNews в «Федерации интернет образования» (ФИО), 1 компьютер на 57 учеников — вполне реальный показатель, если рассматривать его как средний по России. «При этом следует учесть, что плотность „компьютеризации школ“ в  различных регионах РФ разная. Во многих регионах 1 компьютер приходится на 30 учеников. В то же время есть регионы (в основном дотационные), в которых процесс компьютеризации идет медленнее. За последние пять лет совершен серьезный прорыв в компьютеризации общего образования», — поделился с корреспондентом CNews ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов.

С ним в целом согласен и аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов: «Скорее всего, в России действительно 57 школьников на ПК, но только если учитывать все компьютеры которые школы могут указать в отчетности, как имеющиеся в их распоряжении. Но реальное положение дел значительно хуже. Во-первых, ПК, которые можно использовать для обучения навыкам компьютерной грамотности, работы с основными программными пакетами и с интернетом, морально устаревают примерно через 3,5 года. Но школы — бюджетные учреждения, и действующая нормативно-правовая база не только не стимулирует обновление компьютерного парка школ, но и существенно ограничивает возможности для привлечения внебюджетных источников и использования доходов от коммерческой эксплуатации компьютерных классов. Во-вторых, проводимая министерством политика способствует увеличению цифрового разрыва между городскими и сельскими школами и постепенной ликвидации небольших профильных и специализированных школ вне крупных городов».

По данным последнего исследования ФИО, в российских школах около 70% компьютерной техники можно назвать рабочей и адекватной тем программным продуктам и системам, которые использует школа. Проблема решается в том числе и регулярным «апгрейдом» компьютерной техники. Системного подхода здесь пока нет, заключили эксперты ФИО.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Напомним, что в России примерно 62 тыс. школ, из которых около 40 тыс. сельских, где учится треть учащихся. Но сельские школы не только меньше (во многих число школьников не превышает несколько десятков учащихся), но и расположены значительно дальше друг от друга, чем городские. Нередко на две-три сельских школы приходится один-единственный ПК, собранный малоизвестным производителем, и дети из одной-двух школ вынуждены пройти несколько километров для посещения школы с компьютерным классом в составе одного-двух ПК.

Определенные улучшения можно ожидать от реализации президентского приоритетного национального проекта «Образование», один из компонентов которого — информатизация образования. Предполагается 10 тыс. образовательных учреждений ежегодно подключать к интернету. «Но эти госвложения, как, впрочем, и другие, не смогут покрыть основную часть потребностей школ и увеличить число ПК до московского уровня в 19 школьников на одну машину, не говоря уже о норме передовых азиатских стран — 2 школьника на ПК. Требуется кардинальное увеличение зарплат учителям, изменение содержания и направленности предмета „информатика“, 3–5-летние госмероприятия по сопровождению информатизации образования, включая оплату пользования интернетом, повышение квалификации учителей, приобретение дополнительного ПО и расширение мероприятий по обновлению аппаратной базы в соответствии с потребностями школ. Но главное — это необходимо изменить нормативно-правовую базу школ в направлении стимулирования возможностей по привлечению внебюджетного финансирования и использования доходов от коммерческой деятельности», — считает г-н Шалманов.