Разделы

Бизнес

Инфотехнологии портят кровь поставщикам алкоголя

Российские оптовики, торгующие алкоголем отечественного производства, столкнулись с необычной проблемой. С начала этого месяца все они вынуждены пользоваться Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС), однако из-за многочисленных технических сбоев в ее работе торговля во многих сетях оказалась почти парализованной.
С 1 июля все оптовики обязаны пользоваться ЕГАИС и вносить в нее данные о каждой поставке. Но целый ряд технических проблем мешает им отпускать продукцию покупателям и принимать товар от поставщиков, сообщает «Коммерсант».

Как жалуются участники рынка, движение товара без внесения данных о нем в систему признается незаконным и грозит не только его конфискацией, но и отзывом лицензии у компании. При этом для начала работы с ЕГАИС необходимо внесение данных обо всей оставшейся продукции, что невозможно из-за отсутствия в ней номенклатурных справочников со списками предприятий-производителей и товарных позиций.

Кроме того, ряд оптовиков пришел к выводу, что у ЕГАИС слишком низкий лимит на количество одновременных подключений: если в системе находятся более десяти пользователей, она прекращает работать. Также они предположили, что система перед внедрением вообще не была протестирована. В то же время, по их мнению, если процесс налаживания работы системы затянется хотя бы на полтора месяца, это приведет к дефициту алкоголя на прилавках, поскольку у большинства розничных сетей закончатся товарные запасы. Компании уже подсчитывают многомиллионные убытки от этого простоя.

ЕГАИС разработана ФГУП "Научно-технический центр «Атлас», входящим в структуру ФСБ. По некоторым данным, в настоящее время к системе подключено около 480 производителей алкоголя (из 500), около 50 производителей спирта (25%), около 1,7 тыс. оптовиков (из 3 тыс.) и порядка 80 импортеров (из 160).

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«ЕГАИС работает уже с января, хотя официального постановления, определяющего порядок подключения системы, до сих пор не вышло. В любом случае, этот процесс занимает, по меньшей мере, пять-шесть дней. В то же время, большинство компаний обратились за просьбой подключить системы в самом конце июня. Понятно, что с таким наплывом желающих было не справиться. В такие сжатые сроки установить системы всем практически невозможно. Но, мы думаем, в ближайшие несколько недель ситуация стабилизируется. Во всяком случае, те, кто обращался к нам не в самый последний момент, а преждевременно, допустим, производители спирта, не имеют претензий ни к нам, ни к ФНС», — отметил для CNews представитель «Атласа».

Разработка и внедрение системы приурочены к новому федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», вступившему в силу с 1 июля этого года. Отныне производители спиртосодержащих напитков наклеивают на свои изделия спецмарки, поверх которых наносится штрих-код, содержащий всю информацию о продукции, после чего она передается в Федеральную налоговую службу. Получив товар или отгрузив его в розницу, компания-оптовик обязана проинформировать об этом ФНС через ЕГАИС. Кроме того, с этого месяца на территории России запрещена торговля импортным и отечественным алкоголем с акцизными марками старого образца.