Разделы

Наука

Шимпанзе хранят и чтут культурную традицию

В то время как наши современники все чаще утрачивают культуру от поколения к поколению, шимпанзе не только последовательно и целенаправленно создают собственную культуру, но и заботливо передают ее потомству из поколения в поколение.
Как сообщает Terra Daily, исследования, проведенные в университетах Эмори (США) и Сент-Эндрюс (Шотландия), показали, что шимпанзе передают культуру потомкам, формируя и поддерживая культурную традицию, а также обладают здоровым конформизмом, препятствующим передаче "чего попало" - навыков, полученных случайным, не обусловленным социальной структурой общества, образом.

Впервые ученым удалось доказать, что у высших приматов, как и у людей, также имеется так называемое «поведение обучения». Оказалось, что шимпанзе не просто подчиняются нормам поведения, принятым в их группе в текущий момент, но могут передавать свой опыт и традиции другим особям и делают это.

Тем самым обнаружилось, что шимпанзе не только формируют свою собственную традицию - цепочку, связывающую поколения - но и целенаправленно подготавливают потомство к вступлению во взрослую жизнь. Более того - разнообразие культурных форм, выявленное учеными в мире шимпанзе, устпает лишь человеческой культуре.

Исследования проводились в национальном исследовательском центре приматов университета Эмори в Йерксе. В отличие от предыдущих исследований, в которых приматам пытались "навязать" характерные для человека модели культурного поведения, был использована уникальная методика, позволяющая перенести эксперимент на уровень группы, а не отдельной особи, и сосредоточиться на коммуникации между особями.

Для этого была использована методология "двойного действия" (two-action methodology). С ее помощью удалось преодолеть барьер между использовавшимися прежде исследовательскими методиками - наблюдением за особями в их естественной среде и экспериментами по передаче социальных навыков непосредственно одной обезьяне.

Ученые поставили перед обезьянами, разделенными на 3 группы, одна из которых была контрольной, задачу "обучения через наблюдение". Для этого в каждой из 2 экспериментальных групп было отобрано по одной "значимой" самке, которую отдельно от остальных учили добывать пищу из экспериментальной установки. Чтобы получить фрукты, самке из первой группы необходимо было сдвинуть дверцу, а другой - приподнять ее. Когда обе освоились с поставленными задачами, другим шимпанзе из экспериментальных групп позволили наблюдать за их действиями на протяжении недели.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Обнаружилось, что при этом члены группы собирались вокруг "эксперта", внимательно наблюдали за ее действиями, после чего успешно справлялись с подобной задачей. В третьей группе имелась аналогичная установка с фруктами, однако обучение "эксперта" не осуществлялось, и обезъяны добраться до вожделенного лакомства не могли.

Значимость открытия феномена культуры в мире животных трудно переоценить. Однако не менее важным, хотя и неожиданным, результатом, явилось обнаружение в среде шимпанзе "социального конформизма", препятствующего "замусориванию" культуры и ее размыванию в набор полезных приемов.

В обоих группах обезьян выявились пытливые особи, нашедшие бреши в установках и научившиеся извлекать фрукты из нее "нестандартным" образом. Тем не менее, их деятельность традицией не стала - большинство из них вернулось впоследствии к нормам, предложенным "культурным авторитетом". Выявилось также, что обезьяны передавали свои поведенческие навыки в цепи из шести шимпанзе, моделировавших 6 поколений - примерно 90-летний период в реальных условиях.

Неожиданные результаты, полученные группой, ставят перед человечеством непростые вопросы об истинной природе различий между людьми и животным миром. Немаловажно и то, что представителям современной "культуры" иной раз не мешает поучиться и у шимпанзе тому, как хранить собственную культуру незамутненной.

Дмитрий Павлов