Разделы

Бизнес Телеком Мобильная связь

Россия: региональные сотовики усиливаются

В то время как все операторы «большой тройки» испытывают сокращение темпов прироста доходов, региональные операторы демонстрируют положительную динамику: и по количеству новых абонентов, и по доходам. Наиболее существенно по всем показателям растет Tele2.
По данным J&P, годовые темпы прироста доходов «Мегафона» и «Вымпелкома» сократились примерно на 1/7, тогда как у МТС — более чем на треть: c 25% до 16%. Лишь региональные операторы продолжают демонстрировать рост как абсолютных, так и относительных показателей. В целом совокупная доля региональных операторов в годовом приросте доходов увеличилась до 12% (I полугодие 2006 г. по отношению к I полугодию 2005 г.), а темпы роста доходов достигли 30%.

Аналитики J&P объясняют положительную динамику региональных операторов как относительно слабой насыщенностью некоторых из рынков, на которых они работают, к примеру, в Сибири, так и успешной конкуренцией крупнейшего из них — Tele2 — с «большой тройкой». На долю Tele2 приходится около 40% роста абонентской базы региональных операторов и 50% роста их доходов. Абонентская база регионального оператора составляет 5,3 млн. человек, а количество подключений за последние 12 месяцев выросло на 143%.

«В первую очередь, региональные операторы более гибки в принятии локальных маркетинговых решений», — считает Ирина Астафьева, аналитик J&P. В основе успешной стратегии Tele2 лежит принцип самых низких цен, который компания последовательно применяет во всех городах. «Осваивая новый рынок, компания предлагает самые низкие тарифы, а также простые и удобные услуги», — сообщили в пресс-службе Tele2. Кроме того, оператор активно скупает сотовые активы, обеспечивая тем самым динамичный прирост абонентской базы. Так, только за летние месяцы этого года альтернативный оператор приобрел крупные сотовые активы в регионах: в июне компания довела до 100% свою долю в «Сибирской Сотовой Связи», а в июле приобрела полный пакет акций еще четырех российских GSM-операторов на северо-западе России. Совокупная абонентская база приобретенных на северо-западе компаний составляет более 250 тыс. абонентов.

Отметим, что в целом годовые темпы прироста абонентской базы неуклонно сокращаются — с 106% в I квартале 2005 г. до 48% во II квартале 2006 г. В то же время суммарные доходы операторов сохраняют скорость роста на уровне 35% в год. Так, в первом полугодии 2006 г. доходы сотовых операторов увеличились на $1,6 млрд. «Вымпелком» и «Мегафон» получили по 35% от этой прибавки, МТС — 18%.

«Темпы роста доходов операторов сохраняются за счет роста рынка в целом, — пояснила для CNews Ирина Астафьева. — Даже несмотря на то, что уровень проникновения сотовой связи в России превысил отметку в 100%, потенциал еще не исчерпан. Во-первых, абоненты привыкли к преимуществам сотовой связи и высокодоходный сегмент готов тратить все большую часть своих доходов на сотовую связь. Во-вторых, средний уровень доходов населения увеличивается, что приводит к увеличению расходов на СС. И, наконец, продолжается вовлечение новых пользователей — подрастающего поколения, пенсионеров». Напомним, что, согласно данным исследования J&P, в августе количество абонентов сотовой связи в России выросло до 145,4 млн. Уровень проникновения в целом по России достиг 102%, а в Московской лицензионной зоне составил 150%.

Лидером по приросту количества абонентов как в России, так и в столичном регионе, стал «Мегафон». Стоит отметить, что лидирующие позиции по росту абонентской базы в Москве «Мегафон» удерживал на протяжении первых шести месяцев года. Июльский лидер — МТС — и в Москве, и в России отступил на второе место по росту количества абонентов. Ирина Астафьева объясняет ситуацию перераспределением абонентской базы между операторами: «Наибольший абсолютный прирост по итогам августа у „Мегафона“, в первую очередь, связан с сокращением роста у „Вымпелкома“ и МТС», — комментирует для CNews г-жа Астафьева.

Из отчета J&P следует, что наибольшая доля рынка в августе 2006 года у МТС — 34% (49,5 млн абонентов), практически столько же — 33% (47,5 млн.) у ближайшего конкурента — «Вымпелкома», далее идет «Мегафон» — 19% (27,5 млн). Остальные 14% — у всех региональных операторов.

Ведущие федеральные и региональные операторы

Оператор

Всего абонентов на 31.08 2006 г.

Прирост за 12 месяцев, %

Абонентов в Москве и МО на 31.08 2006 г.

МТС

49 590 000

33%

10 940 000

Вымпелком

47 499 297

28%

9 845 555

Мегафон

27 448 320

37%

4 655 914

Теле2

5 292 638

143%

-

Уралсвязьинформ

4 229 632

37%

-

СМАРТС

3 452 151

39%

-

Енисейтелеком

1 244 949

62%

-

Нижегородская Сотовая Связь

1 224 050

33%

-

Байкалвестком

1 053 319

95%

-

Мотив [Екатеринбург-2000]

988 259

37%

-

Новая Телефонная Компания

681 457

66%

-

Источники: J’son & Partners, данные компаний