Разделы

Бизнес

Реформа ЖКХ: информатизации не будет?

Государственными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) страны не предусмотрено финансирование внедрения ИТ. Таким образом, у госструктур отсутствует заинтересованность внедрять существующие ИТ-системы учета и контроля деятельности в ЖКХ, поэтому на рынке нет крупных заказчиков на такие работы.
Без внедрения специализированных информационных систем реформа ЖКХ невозможна, поскольку только с их помощью можно собрать полную информацию об отрасли, реальных потерях энергии при доставке потребителю, адекватно оценить уровень потребления, например, холодной воды и тепловой энергии. «Если мы не будем знать, что имеем, если не изучим детально ситуацию, мы никогда не решим ни одной задачи, — отметила советник генерального директора компании OXS Татьяна Подберецкая, выступая на заседании круглого стола «ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ», организованного CNews. — Надо понимать, что мы реформируем".

Основной задачей информационных систем в настоящее время является сбор подробной и достоверной информации о состоянии отрасли. По словам заместителя начальника управления программ ЖКХ Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству Владимира Жданова, на сегодняшний день никто не знает реального состояния жилищно-коммунального хозяйства страны. Между тем, только имея на руках объективную картину того, что происходит в отрасли, можно будет приступать к разработке долгосрочной эффективной программы ее реформирования и дальнейшего развития.

«Информационные системы могут дать основу для расчета инвестиционных планов возможных инвесторов, потому что бизнес в ЖКХ — это не строительство, которое едва ли можно назвать бизнесом, — там слишком короткий срок вложения денег — 1–2 года. На самом деле, бизнес в ЖКХ — это эксплуатация и управление объектами», — подчеркнул в своем выступлении Олег Тигунов, генеральный директор компании «Ресурсинвест».

Осуществляемая в настоящее время реформа ЖКХ призвана провести реструктуризацию сложившейся системы с целью повышения ее эффективности. Предполагается, что за государством останется функция тарифного регулирования, а все остальные процессы будут переданы частным компаниям. «Если с социальной точки зрения взглянуть на реформу ЖКХ, то по существу нам предлагается с ее помощью создать гражданское общество в России, — считает мэр города Троицка Московской области Виктор Сиднев. — Мы хотим, чтобы люди сами начали управлять своим жильем, то есть управлять главной частью своей жизни. Иногда кажется, что стоит внедрить ИТ, и эффективность ЖКХ резко повысится. Да, информационные системы способны собрать и предоставить информацию, но надо задуматься, кому она нужна и как ее можно использовать». Так, одной из серьезных проблем является низкий уровень информирования населения о выгодах использования ИТ и, как следствие, низкий уровень заинтересованности в оплате установки счетчиков и приборов контроля.

Все участники круглого стола отметили, что информатизация жилищно-коммунальной сферы не входит ни в одну программу реформирования ЖКХ и не предусмотрена приоритетным национальным проектом «Жилье». «В части государственной политики по реформированию ЖКХ мы нигде не увидим даже словосочетаний „услуги информатизации“, „автоматизация процессов“. Это говорит о том, что в государственной политике не предусматривается помощь информационных технологий», — отметил Олег Тигунов, выразив тем самым точку зрения участников круглого стола. Другое следствие этого подхода — отсутствие явно выраженных понятных источников финансирования внедрения автоматизированных систем в ЖКХ.

Между тем, жилищно-коммунальное хозяйство России никогда не было эффективным ни в управленческом, ни в инженерном отношении. По некоторым оценкам, прибыльность этой сферы деятельности на сегодняшний день составляет минус 2%. Необходимые капиталовложения оцениваются в $140 млрд, из которых $50–60 млрд необходимо потратить на внедрение новых технологий и модернизацию отрасли.