Разделы

Бизнес Техника

Россия: Торговые сети перекрыли кислород Panasonic

Главы ведущих российских торговых сетей по продаже бытовой техники и электроники приняли решение вывести из ассортимента продаваемых ими товаров продукцию компании Panasonic. В совместном заявлении они обвиняют японского производителя в недобросовестном, а подчас и незаконном ведении бизнеса в России.
Заявление с обвинениями в адрес Panasonic подписали главы компаний «Эльдорадо», «Мир», «Техносила», «М.Видео», «Евросеть» и «Связной». По некоторым оценкам, данные компании занимают около 60% российского розничного рынка.

В документе подчеркивается, что участники рынка не раз в письменной форме указывали Panasonic на недопустимые действия с ее стороны. «В настоящее время разработана и принята правовая база, позволяющая эффективно работать в условиях прямого импорта. Ряд производителей начали прямой ввоз своей продукции на территорию России, открыли свои производства. Политика Panasonic прямо противоположна действиям добросовестных участников рынка, — отмечается в заявлении. — Органы надзора зарегистрировали реальные случаи ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин, а также ввоза „серой“ техники без соответствующих инструкций и документов. Особые нарекания в последнее время стала вызывать система торговли телефонными трубками стандарта DECT».

При этом, считают главы компаний, у многих игроков рынка создается впечатление, что руководство компании Panasonic оставляет эти вопиющие факты без внимания. Тем самым страдают как собственная репутация, так и репутация компаний, которые несут ответственность перед покупателями за продаваемую ими бытовую технику, электронику и телефонию. Согласно документу, владельцы торговых сетей готовы «пожертвовать сиюминутной коммерческой выгодой для установления на российском рынке правил, адекватных международным практикам».

«В последнее время мы закупали товары Panasonic по остаточному принципу. Со следующего года с наших прилавков полностью исчезнет вся линейка продуктов этой компании», — заявил председатель совета директоров группы компаний «Евросеть» Евгений Чичваркин. Как добавил г-н Чичваркин, поставки Panasonic осуществляются через некие «малоизвестные семь компаний».

Напомним, ранее компания «Евросеть» расторгала контракт о поставках с корейским Samsung и объявляла о сокращении объемов продаж финских телефонов Nokia в своих магазинах. Однако подобный бойкот действительно беспрецедентен по своим масштабам, и демонстрирует он, по мнению экспертов, в первую очередь, желание российских ритейлеров бороться с «серым импортом» и привлечь широкую общественность к проблеме нелегальных поставок. «Данная акция направлена не столько против непосредственно Panasonic, а против „серых“ поставок в принципе», — заметил представитель РАТЭК.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

В компании Panasonic пока не желают давать развернутых комментариев по поводу обвинений в свой адрес. «Мы очень сожалеем о случившемся и считаем, что никакой вины за нами нет», — все, что заявил представитель компании.

«Учитывая масштаб компаний, коллективный бойкот обязан возыметь действие. Дело в том, что в последнее время российские игроки отказываются от „серых“ схем, не в последнюю очередь из-за того, что ценовая разница между „серой“ продукцией и „белой“ стала незначительной. Panasonic, безусловно, является весьма популярным брендом в нашей стране, и полный отказ от сотрудничества с компанией будет не вполне выгоден как для него, так и для отечественных ритейлеров. Как показывает практика, очевидно, через некоторое время стороны придут к взаимовыгодному соглашению», — полагает аналитик J’Son and Partners Сергей Савин.

Добавим, по словам г-на Чичваркина, доля телефонных трубок стандарта DECT под брендом Panasonic составляет порядка 50% от продаваемых в его салонах, а, по оценкам генерального директора компании «Мир» Евгения Кабанова, в его магазинах на аудио- и видеопродукцию японского производителя приходится 5%, на бытовую технику — около 1%.

Сергей Гальперин