За очередным демонстративным отказом России от разрабатываемого ею же в сотрудничестве с Украиной самолета может скрываться не только политический демарш, но и нежелание или невозможность финансировать полноценное обновление собственных ВВС вообще.
Россия устами главкома собственных ВВС отказывается от сотрудничества в создании нового самолета с бывшим советским КБ, чьи самолеты даже 30-летней давности хочет иметь Пентагон сейчас.
Российские ВВСотказываются от разрабатывавшегося совместно Россией и Украиной транспортного самолета Ан-70 нового поколения, призванного занять нишу среднего военно-транспортного самолета. Как сообщает BBCRussian, главком ВВС России Владимир Михайлов считает, что Россия не нуждается в самолетах такого класса вообще. При этом г-н Михайлов сослался на то, что самолет перешел в иную весовую категорию (из средней в тяжелую), и, самое главное, обладает невысокой эффективностью. По его словам, в сравнении с Ил-76 он проигрывает «в 2,8 раза» по целому ряду параметров в том числе, скорости, дальности, грузоподъемности. «Просто даже несерьезно говорить об этом самолете, отметил он. Тем более, если учесть намерение Украины вступить в НАТО».
Г-н Михайлов отметил также, что Россия может выйти из программы создания самолета. «Сейчас стороны проговаривают такую возможность разрешения ситуации: Россия заявляет о выходе из программы, Украина возвращает нам затраченные средства, после чего выходит с этим самолетом на рынок самостоятельно», сказал он, отметив, что Москва вложила в реализацию проекта больше, чем Киев.
Правда, только на словах. По данным пресс-секретарянаучно-технического комплекса (АТНК) имени Антонова Андрея Совенко, при плановом распределении инвестиций в проект между Россией и Украиной в 72% и 28% соответственно, Россия фактически вложила лишь одну десятую суммы 7,7%. «Видимо, памятуя о том, что, согласно выверенным сторонами данным, объем задолженности России перед украинской стороной, в частности, перед АНТК, за выполненные по проекту работы составляет 4,82 млн. долларов, Россия затягивает с выходом из программы», предположил пресс-секретарь.
Разумеется, отказ России от самолета, не удовлетворяющего требованиям военных заказчиков, вполне разумен и обоснован, если основан на прагматичном анализе ситуации. Однако неясно, ради чего стоило приступать к реализации проекта, если небольшое изменение его характеристик делает разговор о нем «несерьезным».
Очевидный политический аспект принятого решения может не лучшим образом сказаться не только на судьбе самолета.
Во-первых, отказ от сотрудничества с Украиной на основании желания последней войти в НАТО естественным образом приведет Россию к сотрудничеству с теми, кто НАТО создавал и продолжает играть в нем «первую скрипку» естественно, на куда менее привлекательных ролях. Уже сейчас ведущие разработчики авиатехники Boeing и Airbus активно борются друг с другом за доминирующее положение в России, что может привести к превращению российских предприятий в придаток западных, но не наоборот.
Во-вторых, по мнению экспертов, недостатки Ан-70 вызваны не столько изначально присущими ему пороками, сколько недоведенностью конструкции и разночтениями в понимании характеристик тех или иных классов самолетов что во многом обусловлено скудным финансированием разработки.
#gallery#
В-третьих, бывшее советское КБ им. Антонова является не простым партнером, но одним из лучших в мире разработчиков современных военно-транспортных машин. Самолет Ан-72, разработанный в КБ им. Антонова еще в 1970-е годы, планируется предложить на конкурс в качестве перспективного среднего военно-транспортногосамолета для Пентагона. В то время как старый самолет украинского КБ того же класса по-прежнему влечет экспертов Пентагона, Россия отказывается от куда более современного и перспективного транспортника, разрабатываемого тем же КБ с учетом реалий новой эпохи.