Шведский "цифровой" истребитель атакует JSF
Шведские авиастроители полагают, что настал их «звездный час» - истребитель Saab JAS39 Gripen способен стать реальной и выгодной заменой не только F-16, F-5 и «всевозможным МиГам», но и лишь создаваемому истребителю JSF – правда, по разным соображениям. Шведская Gripen International активно, в агрессивной манере продвигает на мировой рынок истребитель Saab Gripen в качестве потенциальной замены самолетам Northrop F-5, Lockheed Martin F-16, а также «всевозможным МиГам». Более того как сообщает Flight International, Швеция предлагает свой самолет даже тем странам, которые активно принимают участие в международной программе создания истребителя F-35 по программе JSF (Joint Strike Fighter), осуществляемой под эгидой США.Gripen: шведский подход
Шведы спохватились вовремя рынку очень нужен недорогой и надежный, но вместе с тем полноценный «цифровой» истребитель, способный стать элементом распределенных систем управления и ведения боя в грядущих «сетевых» войнах. Победа в них достанется тому, кто способен лучше противника объединить имеющиеся системы вооружений в единый комплекс, непрерывно обменивающийся информацией и способный «на лету» создавать сложные и неожиданные тактические решения.Страны, согласившиеся стать «партнерами» США в разработке ударного истребителя JSF, испытывают растущее недоумение и тревогу в связи с тем, что стоимость истребителя быстро растет, а надежды на равноправное сотрудничество с американскими компаниями, передачу технологий и обеспечение поставок «партнерам» США самолетов с не заниженными характеристиками столь же быстро тают. К тому же, приобретение баснословно дорогого, но далеко не универсального самолета непозволительная роскошь для большинства из них, которая способна даже усугубить положение их ВВС в грядущих войнах.
«Joint Strike Fighter имеет
#gallery# |
При всем этом Saab JAS39 Gripen, по заверениям разработчиков, полноценный современный истребитель с интегрированной авионикой и сенсорами, «умной» системой управления и многорежимным радаром большого радиуса действия. «Изюминкой» же скандинавского истребителя являются его цифровые и сетевые возможности.
Швеция, указывает Flight International, считается мировым лидером в области боевых систем обмена данными. Концерн Gripen заверяет потенциальных покупателей, что его машины на 10 лет опережают всех мыслимых конкурентов в области обеспечения интеграции самолета в сетевые инфраструктуры, предусматривающие высокоскоростной и надежный обмен большими массивами данных в условиях реального боя. Без лишнего шума шведские конструкторы обеспечили радиолокационную малозаметность истребителя его эффективная отражающая поверхность на порядок ниже, чем у F-16. Столь же мала заметность истребителя в инфракрасном диапазоне.
В отличие от «кота в мешке» JSF, JAS39 уже летает только в шведских ВВС по состоянию на октябрь 2002 года 125 самолетов Gripen совершили в общей сложности 40 тыс. полетов общей продолжительностью 30 тыс. часов в среднем около 240 часов на самолет. Налет первого серийного JAS39 к этому времени превысил 1 тыс. часов. К настоящему времени в ВВС Швеции имеется пять эскадрилий JAS39 (в общей сложности 204 машины, включая 28 двухместных). Истребители совершили 78 тыс. полетов общей продолжительностью 60 тыс. часов.
Gripen: характеристики и возможности
Многоцелевой истребитель JAS39 Gripen предназначен для решения широкого класса задач по борьбе с воздушными и наземными целями с использованием сетевых технологий контроля тактической обстановки. Самолет выполнен по схеме «утка» с дельтовидным крылом, отличается высокой маневренностью. Длина самолета 14,1 м, размах крыльев 8,4 м, высота 4,5 м. Максимальный взлетный вес 14 т.