Шведский "цифровой" истребитель атакует JSF
Шведские авиастроители полагают, что настал их «звездный час» - истребитель Saab JAS39 Gripen способен стать реальной и выгодной заменой не только F-16, F-5 и «всевозможным МиГам», но и лишь создаваемому истребителю JSF – правда, по разным соображениям. Двигательная установка модульный турбовентиляторный RM12 тягой 80 тыс. Н производства Volvo Aero, созданный на базе двигателя F-404400 производства General Electric. Максимальная скорость 2 Маха, возможен сверхзвуковой полет во всем диапазоне высот. JAS39 Gripen рассчитан на применение широкого спектра
Самолет оснащен, по утверждению разработчиков, самой совершенной на сегодняшний день системой обмена данными, полностью интегрированной авионикой на базе пяти шин
Кабина пилота оборудована в соответствии с принципом «не нужно не показывать» (don’t need, don’t show). Дозированное и контекстное отображение информации позволяет обеспечить пилота системой поддержки принятия решений в быстро меняющейся тактической обстановке современного боя, не отвлекая его внимание на второстепенную в текущий момент информацию. Ее отображение осуществляется с помощью трех крупноформатных полноцветных многофункциональных дисплеев.
Важнейшим элементом бортового комплекса визуализации является шлем с дифракционной оптикой широкого поля зрения, системой наведения и голографическим построителем изображений. Его использование позволяет пилоту JAS39 получить преимущество над противником за счет улучшения качества восприятия тактической обстановки в текущий момент времени особенно в ситуации ближнего воздушного боя.
Реализация программы создания JAS39 Gripen началась в далеком 1982 году. В 1986 году впервые был продемонстрирован его полноразмерный макет, а на следующий год прототип истребителя. Первый полет истребителя (под управлением
В декабре 2000 г. был подписан первый экспортный контракт на поставку 28 истребителей в Южную Африку, год спустя Венгрия заключила соглашение о приобретении на условиях лизинга 14 JAS39 Gripen, а также о масштабных офсетных программах. В июне 2004 г. на аналогичных условиях 14 самолетов (последних модификаций С и D) приобрела Чехия. В перспективе предполагается создание модели типа «летающее крыло», оснащенной более мощным двигателем с изменяемым вектором тяги.
Запрос на получение информации об истребителе Saab JAS39, по данным концерна, уже получен от Дании, Норвегии, а также Турции именно эти страны, участвующие в программе Joint Strike Fighter, в наибольшей степени заинтересованы в поиске альтернативы JSF.