Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Бизнес "подсаживается" на интернет-конференции

Объем российского рынка ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения пока никто не оценивал. Однако своего пользователя в России такие решения нашли, о чем свидетельствует целый ряд недорогих, а то и бесплатных программных продуктов с функциональностью интернет-конференций. Они активно способствуют развитию рынка и только облегчают приход в Россию крупных игроков, предлагающих комплексные, многофункциональные программы, считают Владимир Карагиоз, директор по развитию бизнеса компании Adobe Systems, и Евгения Цыбулько, генеральный директор "Центра открытых систем и высоких технологий".

Интервью с топ-менеджерами

Владимир Карагиоз и Евгения Цыбулько: Пользователи интернет-конференций только начинают "входить во вкус"

CNews: Насколько быстро растет мировой и российский рынок ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения?

Владимир Карагиоз: Российский рынок решений для электронного обучения и интернет-конференций в России сейчас растет на десятки процентов в год. Он далек от насыщения − потребители только начинают "входить во вкус". Думаю, что такая динамика роста сохранится на рынке и в течение следующих лет. Потенциальных потребителей очень много. Оказалось, что существование решений, подобных Adobe Connect, для многих является открытием. Мы наблюдаем серьезный спрос в государственном секторе, в образовательных учреждениях, в банках и страховых компаниях, в телекоме. Мы помогаем любым организациям, где требуется быстро решить задачи электронного обучения и взаимодействия через интернет в реальном времени.


Владимир Карагиоз и Евгения Цыбулько: Пользователи интернет-конференций только начинают "входить во вкус"

Что касается прогнозов на будущее, то Gartner предрекает, что в 2011 году 90% работников умственного труда так или иначе будут пользоваться решениями для интернет-конференций.

Евгения Цыбулько: Серьезных исследований российского рынка ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения еще не проводилось. Первое из них проводится как раз в настоящее время, и его результатов мы ожидаем месяца через два.

Хотелось бы еще сделать акцент на том, что интернет-конференции и дистанционное обучение – это несколько разные области, и они по-разному развиваются. Дистанционное образование, на мой взгляд, − более узкая ниша, и решения здесь более дорогие по сравнению с интернет-конференциями. Программное обеспечение для интернет-конференций представлено более широким спектром продуктов различной стоимости. Многие из них вполне доступны. Например, функциональность интернет-конференций есть в Skype. Есть и дорогие, тяжелые решения, которые применяются крупными компаниями.

CNews: Насколько активны процессы консолидации в этом сегменте? Есть ли, на ваш взгляд, шанс на выживание у нишевых игроков?

Владимир Карагиоз: С одной стороны, тенденция к консолидации в индустрии разработки и внедрения ПО очень сильна. С другой стороны, всегда есть заказчики, которые мировым разработкам предпочитают созданные специально для них решения. Иногда потребитель просто не верит в то, что промышленную систему настроят именно под него, иногда у потребителя нет знаний о возможностях промышленного ПО и его гибкости. Иногда есть какие-то унаследованные системы, с которыми клиент по разным причинам не готов расстаться. Соответственно, нишевые решения, на мой взгляд, будут существовать всегда.

Что касается консолидации сегмента ПО для интернет-конференций и электронного обучения, здесь существует тенденция создания альянсов между производителями аппаратного обеспечения для коммуникаций и лидерами в области разработки ПО для интернет-конференций. Кроме того, лидеры рынка ERP также стремятся предложить своим пользователям возможности взаимодействия в реальном времени.

Евгения Цыбулько: Есть ниши, где требуются очень узкие и очень специфичные знания и разработки. К таким относятся, например, создание телемедицинских систем, авиатренажеров, различных симуляторов. Сюда же относятся узкие области, где для внедрения определенного решения требуются значительные доработки. Компании, присутствующие в этих сегментах, на мой взгляд, несомненно, выживут, т.к. успешно развивать подобную компетенцию внутри большой структуры сложнее.

CNews: Велика ли конкуренция среди разработчиков ПО для интернет-конференций?

Евгения Цыбулько: Пока рынок не насыщен решениями. Интерес со стороны пользователей растет, но потенциал еще достаточно велик.

Владимир Карагиоз: Сейчас часто наблюдается ситуация, когда за один и тот же проект конкурируют поставщики решений разного назначения, например, уровня предприятия и уровня рабочей группы. Это признак незрелости рынка. Такой же этап в свое время переживали и CRM-системы, и ERP-системы. Постепенно каждый поставщик поймет, в какую сторону ему стоит идти, поймет своего клиента, поймет уровень, на который стоит замахиваться. Пока же многие игроки пытаются успеть везде и, как следствие, не самым лучшим образом тратят ресурсы.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

CNews: Ожидается ли изменение ценовой политики со стороны крупных разработчиков? Ведь комплексные решения для интернет-конференций еще весьма дороги.

Владимир Карагиоз: Я считаю, что вопрос дороговизны здесь не очень уместен. Adobe Connect приносит экономическую выгоду. Какая может быть альтернатива такому взаимодействию сотрудников? Билеты на самолеты, пробки, ожидание на вокзале или в аэропорту. На все это уходит время, которое могло бы быть потрачено с большей пользой для компании. Решение о приобретении Connect принимается не только по технологическим мотивам, но и по экономическим.

Евгения Цыбулько: Цель крупных разработчиков сейчас в том, чтобы за те же деньги предложить больше сервисов, чем есть у конкурентов. Пока задача решается таким образом, а не за счет снижения цен.

CNews: Как вы оцениваете шансы на рынке бесплатных решений для интернет-конференций?

Евгения Цыбулько: В какой-то мере их существование нам на руку. Они, с одной стороны, привлекают заказчика, он на них "подсаживается", привыкает с ними работать. С другой стороны, в определенный момент функциональности бесплатного сервиса перестает хватать, и тогда пользователь начинает искать решения, которые удовлетворяют его требованиям. И весьма вероятно, что он придет к Adobe Connect.


Евгения Цыбулько: Цель крупных разработчиков – за те же деньги предложить больше сервисов, чем есть у конкурентов

Владимир Карагиоз: Действительно, в некоторых случаях сегодня сервис может предоставляться либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Но это не совсем ценовая конкуренция, это способ приобщить к продукту так называемых начальных пользователей, тех, кто еще не успел "распробовать" решение. Дальше, когда возникает необходимость увеличить масштаб, клиенты уже переходят на платную версию продукта. У нас есть практика предоставления решения Adobe Connect малым рабочим группам, до трех человек, или фрилансерам. Для них это хорошая возможность увеличить производительность, а для нас – приобрести в перспективе лояльного корпоративного клиента, который понимает, как Adobe Connect отвечает его потребностям.

CNews: На каких потребителей в первую очередь ориентируются производители ПО для интернет-конференций и дистанционного обучения?

Владимир Карагиоз: Мы выделяем два сегмента заказчиков. Первый – корпоративные пользователи, которым требуются средства взаимодействия в режиме реального времени. Второй – пользователи, заинтересованные в организации обучения (это могут быть как компании, так и учебные заведения – школы, вузы). Под обучением в данном случае понимаются краткосрочные программы – курсы длительностью несколько часов, дней или недель.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

CNews: Какая функциональность больше всего востребована пользователями?

Владимир Карагиоз: Очень востребована функциональность, связанная с проведением онлайн-встреч – передача картинки с экрана ведущего, передача видео и аудио. Большинство разработчиков в первую очередь реализуют эти функции. Кроме того, есть спрос на модули, обеспечивающие проведение мероприятий онлайн. Они используются, когда необходимо пригласить большое количество участников, проконтролировать, готовы ли они присоединиться к встрече в данный момент, предоставить им до встречи некую дополнительную информацию и т.п. За это отвечает модуль Adobe Connect Events.