Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок ЦОДов идет в рост
Что происходит в российском сегменте ЦОДостроения? Как ведут себя участники рынка: чего хотят заказчики и что предлагают интеграторы? Какие тенденции оказывают влияние на развитие отрасли? Что ожидает рынок в будущем: прогнозы развития трендов и освоения новых технологий. Об этом в интервью CNews рассказывает руководитель направления ЦОД Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет» Всеволод Воробьев.

Всеволод Воробьев

CNews: Что сейчас происходит на российском рынке ЦОДов?

Всеволод Воробьев: Рынок наконец-то пошел вверх. Такая тенденция начала прослеживаться с конца прошлого года. Отмечается повышение интереса: крупные корпоративные заказчики решили строить большие ЦОДы. Мы сейчас активно работаем над подобными проектами. «Инфосистемы Джет» предоставляет полный комплекс услуг по проектированию и строительству дата-центров: прокладываем инженерные системы, поставляем оборудование, осуществляем поддержку и сервис – в общем, обеспечиваем весь цикл обслуживания.

CNews: В чем отличие отечественного рынка ЦОД от зарубежных?

Всеволод Воробьев: В принципе, с точки зрения технических решений, никакой разницы нет. Везде закон одинаковый, охлаждение, питание – все очень похоже. Различие наблюдается в следующем: как правило, если у отечественной компании есть какое-то исходное помещение или здание, то в него постараются установить оборудования по максимуму, используя всю доступную площадь, зачастую пренебрегая удобством доступа и обслуживания. Европейские дата-центры, напротив, очень просторны в плане входных групп и дополнительных помещений, расстояние между серверными шкафами больше; они не столь эффективно используют пространство, но это компенсируется гораздо более высоким удобством обслуживания. Кроме этого могу отметить, что у нас считается правилом сертифицировать ЦОД на ту или иную организацию. В Европе строят дата-центр и обычно никакими сторонними сертификатами это не подтверждают. Помимо этого, за рубежом шире используются энергоэффективные технологии, поскольку в общей финансовой модели ЦОДа ресурсы – электроэнергия, вода и так далее, – имеют стоимость выше, чем в России. Более того, там есть некие субсидии, государственные и негосударственные программы по развитию «зеленых» технологий. У нас применять дорогие энергосберегающие решения невыгодно: стоимость оборудования оценивается, чаще всего, в долларах и евро, а тарифы как были в рублях, так и остались. Поэтому общая ТСО (Total Cost of Ownership, совокупная стоимость владения) модели стала менее значима. И, на мой взгляд, знаменитое подорожание доллара еще дальше отодвинуло применение таких технологий.

CNews: Как меняются требования заказчиков к проектам ЦОДов? Можно ли выделить новые тенденции?

Всеволод Воробьев: Мы наблюдаем изменение запроса с точки зрения организации пространства дата-центра. Теперь, прорабатывая техническое решение, мы больше времени уделяем не только самим машинным залам, а именно вспомогательным помещениям, таким как различные склады (оперативного, временного и постоянного хранения), комнаты дежурных и охраны, выстраиваем логистику размещения оборудования: начиная от того, как все заносить до того, как хранить. Например, мы разделяем склады по времени хранения. На оперативном складе можно держать расходные материалы, которые требуются постоянно. А для оборудования, используемого раз в квартал, мы используем другие помещения. Кроме этого, выделяем пространство для дежурной службы инженеров систем и дежурной службы айтишников. И этому моменту мы сейчас уделяем пристальное внимание. Да и заказчики начинают понимать, что ЦОД – это все-таки место, где нужно работать постоянно, это не серверная, всегда закрытая на ключ. На подобных объектах проводит длительное время большой штат сотрудников. И этому персоналу нужны столовая, санузлы, душевые, место для хранения одежды и тому подобное. Все потому, что масштабы дата-центров растут: если раньше, лет 5 назад, ЦОДы рассчитывались на 20–30–50 стоек, то сейчас счет идет на сотни. И они уже рассматриваются как отдельный ИТ-объект со всей инфраструктурой.

CNews: Какие еще интересные тенденции вы можете отметить?

Всеволод Воробьев: Отмечу OCP-концепцию (Open compute project) – стандарт построения дата-центров, которого придерживаются интернет-гиганты Facebook, Google, Goldman Sachs, Alibaba Group и прочие. Это определенный формат серверных шкафов, который призван обеспечить унификацию подключения различного серверного оборудования, упростить эксплуатацию и выбор поставщика.

dsc85601000x665.jpg
Всеволод Воробьев: Впереди эра больших данных, которые нужно хранить, обрабатывать, проводить вычисления и аналитику, а это немыслимо без отличных дата-центров

Подобный подход удобен тем, что сервер в нем рассматривается как расходный материал. Не нужно думать, как он подключен: сломался, выбросил, вставил новый – моментальная замена. Все питание и охлаждение уже оптимизированы под этот формат, не нужно размышлять, сколько розеток подвести, на какую сторону установить кондиционер. И наши заказчики тоже понимают, что это упрощает эксплуатацию и утилизацию оборудования, оптимизирует модельный ряд и сервис. OCP становится бизнес-привлекательным подходом в России.

CNews: Но на рынке присутствуют не только компании-интеграторы, которые могут создавать комплексные проекты. Есть еще отдельный рынок специализированных компаний. Часто можно слышать утверждения, что их решения лучше.

Всеволод Воробьев: Да, такие компании есть и в вопросах своей узкой области специализации они разбираются лучше. И, в принципе, мы с ними иногда сотрудничаем. Они прекрасно существуют, но нужно понимать, что это нишевые компании, которые работают в пределах ограниченного рынка. И если они предоставляют определенные услуги, допустим, по инженерным системам, то зачастую не способны что-то делать сверх этого, у них нет соответствующих инженеров, нет партнерских статусов, нет возможности осуществлять сервис и так далее. Кроме этого, проблема таких компаний заключается еще и в том, что они имеют очень ограниченный штат менеджеров по продажам, у них нет ресурсов ни для выявления новых конечных заказчиков, ни для выхода на них. И поэтому такие фирмы часто идут на подряд к интеграторам или к вендору. Но, в любом случае, они есть и занимают свою долю рынка. Иногда персонал из специализированных компаний мигрирует в компании-интеграторы, такие, как наша, например.

CNews: Есть ли тенденции по слияниям и поглощениям, когда крупная компания-интегратор покупает специализированную компанию или наоборот?

Всеволод Воробьев: Могу сказать про «Инфосистемы Джет»: нашей компании нет смысла поглощать других, поскольку у нас есть полная ИТ-экспертиза. Каких-то специалистов, да, мы можем дополнительно привлекать с рынка. Наш бизнес диверсифицирован, мы работаем по многим направлениям, и если какое-то из них в определенный момент показывает спад, то другое растет. Соответственно, даже если в области построения инженерных систем был кризисный период в 2014–2015 гг., то у компании в это время были другие проекты, которые позволяли бизнесу совершенно спокойно оставаться на плаву. Такое разностороннее проектирование – оно помогает.

CNews: Если вернуться к вопросу про рынок в целом, то одно время у нас строили в основном внутренние ЦОДы, корпоративные. А сейчас как? Изменилось что-то, появились коммерческие дата-центры или все равно все в основном строят для себя?

Всеволод Воробьев: Да, сейчас стали строить больше коммерческих дата-центров. Но я не вижу какого-то переломного момента. Коммерческие ЦОДы строятся, на них есть спрос у заказчиков, мы участвуем в этих проектах или арендуем подобные ЦОДы для своих клиентов. Но запросы на корпоративные дата-центры все равно остаются, я не вижу изменения вектора спроса. Сейчас эти направления развиваются параллельно. Появляются как крупные корпоративные дата-центры, так и большие коммерческие ЦОДы. Но, тем не менее, есть заказчики, которые априори не захотят размещать оборудование в чужом ЦОДе. Им принципиально важно, чтобы был свой объект, свой доступ, свои договоры на обслуживание, свой штат и так далее. Это, в основном, банки, финансовые и страховые компании.

CNews: Развивается ли региональная инфраструктура или все строят ЦОДы только в Москве?

Всеволод Воробьев: Пока Москва остается экономическим центром, будут строить тут. Сейчас, например, активно освобождаются столичные промзоны под строительство дата-центров. Но региональные проекты есть, к примеру, строится гигантский ЦОД в Тверской области. Проблема ЦОДостроения в регионах связана с низким качеством каналов связи. Там, конечно, дешевле электричество и рабочая сила, но к любому проекту требуется подводить дополнительную связь. У нашей компании тоже есть опыт создания региональных дата-центров. В одном из южных регионов мы построили ЦОД на 50 стоек, практически под 1 мегаватт мощности. Интересно, что это был конкурс с уже разработанной проектной документацией, которую делала другая компания. Наши специалисты ее проанализировали и сформулировали свои замечания. В большом отчете мы их ранжировали по степени риска. Допустим: малый риск по эксплуатации, большой риск в монтаже, критический риск в случае аварии. Взвесили все эти недочеты, сделали анализ, предоставили заказчику и убедили его в том, что проектную документацию необходимо дорабатывать. Обсудив все детали, мы взяли эту работу на себя: доработали проект, с которым заказчик выходил на конкурс, и построили ЦОД. То есть помимо прочего, мы также осуществляем качественный консалтинг.

dsc85761000x665.jpg
Всеволод Воробьев: Что касается общего тренда, оборудование становится более высокоплотным

И это не единственный наш региональный проект. Так, для одного ритейлера на Урале мы строим ЦОДы в четырех регионах РФ и большую инфраструктуру в части СКС, видеонаблюдения и так далее. По другому проекту для промышленного заказчика мы строим ЦОДы чуть ли не за Полярным кругом, в условиях вечной мерзлоты. Такие проекты содержат интересные нюансы, связанные с климатическими условиями: обычно все решают вопрос охлаждения дата-центра, а в Заполярье нужно решать вопрос обогрева. Для этого вокруг кондиционеров мы ставим специальные нагревательные будки. И когда за окном случается минус шестьдесят, мы должны предварительно нагреть воздух, чтобы кондиционер нормально его охлаждал, поскольку в ЦОД нельзя пускать морозный воздух с улицы – возникает конденсат и вместе с ним опасность короткого замыкания. В общем, создаем целую систему климат-контроля.

CNews: Какие еще можно выделить тренды на рынке ЦОД?

Всеволод Воробьев: Часто заказчики, которые уже имеют свои площадки, хотят эффективнее их использовать. Например, добавить туда оборудования, кондиционеров, питания таким образом, чтобы увеличить общую вычислительную мощность дата-центра. Подобные проекты модернизации ЦОД требуют проведения работ без отключения существующего оборудования. И вот один из таких проектов мы реализовали – модернизировали существующий дата-центр «Московского кредитного банка». Мы подготовили подробнейший план миграции по шагам: в каком углу мы сейчас работаем, куда перемещаемся дальше, как переустанавливаем оборудование. Допустим, сначала монтируем новые кондиционеры, потом выключаем старые и так далее. И эту своеобразную игру в пятнашки подробно проработали с заказчиком. В итоге проект был реализован на действующем оборудовании без остановки банковских сервисов и позволил повысить мощность ЦОД в 2 раза. По итогам конкурса «Проект года 2017» на портале ИТ-директоров России Global CIO решение признано лучшим в предметной области. Подобные задачи мы называем реинженирингом ЦОДа. Они позволяют дооснастить и модернизировать существующие площадки заказчиков. Запросы на такие проекты могут возникать и в случаях, если при слиянии или поглощении банки теряют какую-то часть площадок или приобретают новые. С ними мы работаем как в части аудита, так и в части реинжиниринга.

Кроме этого, хочу отметить еще одно известное направление, не теряющее своей популярности – модульные контейнерные ЦОДы. В прошлом году мы реализовали подобный проект для компании ABI PRODUCT. Построили контейнер, отдельно стоящий на площадке у заказчика, спроектированный таким образом, чтобы в любой момент его можно было легко перевезти. Как правило, такие модули устанавливают, когда в здании нет подходящего помещения и проще разместить дата-центр вне его. В нашем случае заказчиком была поставлена задача обеспечить мобильность ЦОД, чтобы контейнер мог быть демонтирован и установлен в другом месте при возможной передислокации офиса. При этом нам пришлось решать не только вопросы коммуникаций в самом модуле и с внешними устройствами, но также вопросы по выбору и подготовке площадки, фундамента, подводу питания, линий связи и т.д.

CNews: А какие типовые сложности бывают при реализации подобных проектов?

Всеволод Воробьев: Основная сложность – это поиск площадки. Она должна отвечать нескольким требованиям, среди которых наличие свободного подъезда техники и возможность провести все необходимые инженерные коммуникации. Здание, планируемое под дата-центр, должно иметь соответствующую строительную подготовку или возможность ее улучшить. Помимо этого, при выборе площадки нужно учитывать наличие критически важных подземных коммуникаций, а точнее – их отсутствие. Особенно остро этот вопрос стоит в Москве. Кроме этого, конечно же, бывают бюджетные сложности, сложности геоподосновы, в региональных проектах встречаются сложности, связанные с климатическими условиями. Бывает так, что мы располагаем ЦОД в непосредственной близости от завода, и конструкции в нем могут подвергаться экстремальным нагрузкам. Вот это тоже нужно учитывать.

CNews: Но недостаточно только построить дата-центр, важна и техническая поддержка?

Всеволод Воробьев: Конечно, мы поддерживаем готовые проекты. Мы располагаем ведущим в России Сервисным Центром, который имеет компетенции по всему основному оборудованию, в том числе и по инженерному, со своей дежурной сменой и федеральным телефоном. Мы предлагаем сервисное обслуживание, как для ЦОДов, которые мы построили, так и для дата-центров стороннего производства. Таких контрактов у нас несколько десятков. Условия обслуживания разные, и зависят от SLA (соглашения об уровне предоставления услуг), бывают 5/8, бывают 24/7. Заказчику обычно предлагаем различные варианты, останавливаемся на каком-то конкретном. Кстати говоря, поддержку 24/7 мы оказываем по всей России. Естественно, в регионах у нас есть партнеры и таким образом мы поддерживаем инфраструктуру по всей стране.

CNews: Появляются ли новые направления на рынке ЦОД?

Всеволод Воробьев: Что касается общего тренда, оборудование становится более высокоплотным. Если, образно говоря, кондиционеры раньше выдавали 100 киловатт и были размером со стол, то теперь они выдают те же 100 киловатт, но размером уже с полстола.

dsc85151000x665.jpg
Всеволод Воробьев: Проблема ЦОДостроения в регионах связана с низким качеством каналов связи

Инженерные системы занимают все меньшую площадь в стойке, и при этом их электрическая и охлаждающая мощность увеличиваются. И это долгосрочный тренд. При этом я хочу отметить, что оборудование наших азиатских партнеров в этом плане, особенно с точки зрения питания, занимает лидирующие позиции.

CNews: Есть ли еще интересные тенденции, которые могут появиться на рынке ЦОД в ближайшее время?

Всеволод Воробьев: Энергоэффективность и «зеленые» технологии. Например, Сбербанк и Яндекс уже используют подобные технологии в своих дата-центрах. Но большинство корпоративных заказчиков пока осторожничают. В основном все упирается в цену, в капитальные затраты. Оценкой того, что будет в перспективе 10–15 лет, никто пока не занимается. Хотя мы отслеживаем тенденции в этой сфере и стараемся консультировать своих заказчиков, рекомендовать им более современные подходы. Я думаю, это вопрос времени. В будущем отраслевой стандарт будет меняться, и вслед за ним появятся новые интересные проекты.

CNews: Что вы ждете от рынка? Он будет расти дальше? Когда насытится ЦОДами? Или до этого еще далеко?

Всеволод Воробьев: ЦОДы идут вслед за развитием ИТ. Информационные технологии идут вслед за коммуникациями. Сейчас у каждого из нас есть телефон. В будущем у каждого появится какое-то новое носимое устройство. Индустрия проникает в общество всё глубже и глубже, каждый из нас с каждым годом все плотнее «пронизывается» технологиями, генерируя все больше данных. Соответственно, их нужно будет обрабатывать, передавать, хранить, анализировать и так далее. И пока этот процесс не остановится, ЦОДы будут расти. Также и с банками, и с ритейлом – они все больше погружаются в ИТ и используют современные технологии для решения своих бизнес-задач. Впереди эра больших данных, которые нужно хранить, обрабатывать, проводить вычисления и аналитику, а это немыслимо без отличных дата-центров.

И мы видим, куда расти. Наш рынок в разы, если не в десятки раз меньше, чем европейский или американский. Лет пять назад ходила байка, что есть сеть американских ЦОДов, что-то около 50 дата-центров, и каждый из них размером с футбольное поле. Так вот, все ЦОДы, которые были на тот момент в России, могли уместиться всего на одном футбольном поле. Сравните масштабы: сеть одного из американских операторов и весть российский рынок дата-центров. Сейчас, конечно, ситуация несколько изменилось, но я думаю, что все равно нам далеко до их масштабов. Поэтому да, рынок будет только развиваться, и мы это приветствуем.

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг крупнеших интеграторов в области систем физической безопасности по итогам 2017 г.
№ 2017 Компания Выручка от построения комплексных систем безопасности в 2016 г., ₽ тыс.
1 Ланит1 2 040 000
2 Инфосистемы Джет 1 877 958
3 Техносерв 3 474 616
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг крупнейших поставщиков инженерной инфраструктуры и систем физической безопасности по итогам 2017 г.
№ 2017 Компания Выручка от построения инженерной инфраструктуры и систем физической безопасности в 2016 г., ₽тыс.
1 Ланит(1) 11 030 141
2 Техносерв 10 878 764
3 Инфосистемы Джет 2 972 920
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг крупнейших поставщиков инфраструктуры дата-центров по итогам 2017 г.
№ 2017 Компания ИТ-системы, ₽тыс.
1 Техносерв 19 911 428
2 Ланит(1) 6 974 026
3 Инфосистемы Джет 7 431 604
Подробнее