Спецпроекты

На страницу обзора
Цифровая трансформация не может происходить сама собой, она требует технологической базы
Краеугольный камень цифровизации – вычислительный комплекс. За амбициозной и непростой задачей внедрения новейших технологий в промышленность всегда стоит разработка ИТ-архитектуры. О сложностях автоматизации промышленных предприятий, преимуществах новых технологий и перспективах цифровой трансформации рассказывает Андрей Яшин, директор по развитию бизнеса «Инфосистемы Джет».

Андрей Яшин

CNews: На ваш взгляд, как обстоят дела в автоматизации промышленных предприятий в России? Автоматизация или цифровизация – что более точно описывает текущие процессы?

Андрей Яшин: На мой взгляд, автоматизацию нужно рассматривать как часть цифровизации. Автоматизировать промышленные процессы с целью их оптимизации и снижения влияния человеческого фактора стремились всегда. Автоматизированные комплексы давно и широко используются нашими промышленными предприятиями. Но цифровизация — это новый шаг в работе с данными при использовании новейших технологий. Это не просто «взять человеческие задачи и отдать их роботу» — это заставить робота «думать», находить новые закономерности в работе производства, оптимизировать расходы и искать новые источники увеличения прибыли.

Промышленность действительно меняется и «Индустрия 4.0» — наиболее релевантный термин в контексте описания цифровой трансформации на предприятиях в промышленном секторе.

CNews: Какие задачи промышленные предприятия ставят перед ИТ-компаниями?

Андрей Яшин: Как и в любой другой отрасли, промышленные предприятия ставят задачи перед ИТ, опираясь на свои бизнес-потребности и стратегию развития. Есть стандартные, рутинные задачи, при этом имеющие чрезвычайную важность для функционирования бизнес-процессов. Например, ERP-системы, которые на многих предприятиях внедрены достаточно глубоко в производство, и без них сейчас даже маленькое подразделение завода (скажем, бригада) не сможет начать работу. Если ERP-система будет работать некорректно, то рабочие не смогут получить расходные материалы.

Другой пример: мы проводим комплексную автоматизацию технологических и бизнес-процессов, если на предприятии есть проблема «лоскутной автоматизации». Модернизируем работу давно внедренных АСУ ТП с применением современных технологий, в том числе на основе машинного обучения. Оптимизируем ИТ-инфраструктуру, внедряя технологии виртуализации или предлагая ресурсы нашего виртуального дата-центра в аренду.

CNews: С какими проблемами чаще всего сталкиваются промышленные предприятия, внедряя новые технологии?

Андрей Яшин: Как я сказал ранее, есть такая проблема, как «лоскутная автоматизация» – ситуация, при которой предприятия имеют разрозненные фрагменты информационной инфраструктуры и прикладных систем, частично дублирующие функции друг друга с трудоемкой процедурой обмена данными. Конечно, не все признают эту проблему, ведь это косвенно говорит об отсутствии единой стратегии развития автоматизированных систем. Современная техника, в частности новые станки и производственные линии, как правило, уже «пропитаны» цифровыми технологиями. В этом также кроется проблема: стремясь быстрее запустить оборудование в производство, предприятия автоматизируют отдельные цеха, не «привязывая» новые умные производственные линии к ERP-системе. А ведь они могли бы автоматически обмениваться информацией друг с другом, что сильно упростило бы управление производственными процессами, повысило эффективность использования и снизило возникающие издержки.

Кстати, многие боятся, что внедрение технологий может вывести сотрудников промышленных предприятий из производственного процесса. Однако первая волна автоматизации прошла, но мы не наблюдаем безлюдные цеха – да, многие профессии меняются, формируется новый список обязанностей, но работа для человека остается.

CNews: Какие продукты и услуги вы предлагаете предприятиям?

Андрей Яшин: Цифровая трансформация не может происходить сама собой, она требует технологической базы. Поэтому в первую очередь мы предлагаем разработку вычислительных комплексов и внедрение систем хранения данных для управления производством, технологическим процессом, складскими и материальными запасами. Если говорить про ERP-системы мы их не продаем, но мы обеспечиваем отказоустойчивую ИТ-инфраструктуру, на которой работают ERP, CAD/CAM, системы управления жизненным циклом и тому подобное. Все эти программные комплексы работают на оборудовании, которое поставляет и поддерживает компания «Инфосистемы Джет».

andrej_yashin2.jpg
Андрей Яшин: Цифровизация – это заставить робота думать, находить новые закономерности в работе всего бизнеса, оптимизировать расходы и искать новые каналы для прибыли.

Есть и специализированные решения, скажем, виртуальное рабочее место VDI и его специализированная версия – 3D-VDI. Решение разработано не только для промышленного сектора, при этом абсолютно точно решает проблемы многих территориально разрозненных предприятий. Во-первых, оно обеспечивает централизованное администрирование рабочих мест и ускоряет тем самым обслуживание пользователей – можно одновременно у нескольких тысяч пользователей, находящихся в разных филиалах, обновить ПО, а во-вторых, за счет централизованного хранения и обработки данных можно усилить уровень информационной безопасности. Для ИТ-подразделения это спасение, а для пользователя – приятный бонус в виде большей мобильности.

Наконец, не могу не упомянуть решения по машинному обучению и искусственному интеллекту. За последний год мы успели реализовать несколько пилотных проектов, которые начинают приближать предприятия к будущему цифрового производства, описанному в концепции «индустрия 4.0». Опытом скоро поделимся на II Российском форуме по системам искусственного интеллекта RAIF 2018.

CNews: Расскажите о крупных проектах в промышленной отрасли, проведенных в прошлом году

Андрей Яшин: Было завершено два этапа развертывания инфраструктуры VDI в «Объединенной двигателестроительной корпорации». В общей сложности мы обеспечили виртуальными рабочими местами около 30% сотрудников, в планах – обеспечить всех. Компания ОДК, являясь частью госкорпорации Ростех, сразу выдвинула строгие стандарты информационной безопасности к проектируемому решению, и технология VDI их полностью удовлетворила. Вся инфраструктура работает на программных и аппаратных продуктах одного производителя.

Еще одним значимым проектом прошедшего года стала трансформация графических рабочих станций в виртуальные рабочие столы с помощью технологии 3D-VDI в одном из крупнейших в России конструкторских бюро. Весь проект предполагал переезд в VDI 32 конструкторов и 68 офисных сотрудников. Основным требованием к решению была мобильность – сотрудникам необходимо было предоставить возможность уезжать в командировки с легким оборудованием и иметь постоянный доступ к мощным вычислительным ресурсам КБ из любой точки России, при этом сами данные всегда должны были оставаться в защищенном периметре организации.

CNews: Можете ли вы подробнее рассказать про 3D-VDI? Чем она отличается от VDI?

Андрей Яшин: Это та же технология виртуализации рабочих столов, но с поддержкой 3D-графики. Она призвана решать специфические задачи, которые стоят, в первую очередь, перед конструкторами, архитекторами, проектировщиками, технологами и т.п. Что из себя представляет обычное рабочее место проектировщика? Это дорогое, очень мощное оборудование, с большим количеством как вычислительных, так и графических ресурсов и с серьезными требованиями к подсистеме хранения. Когда мы говорим про VDI, мы говорим про консолидацию. Естественно, возникает вопрос, каким образом такие сложные рабочие места можно консолидировать? И если с вычислительными мощностями в серверах вопрос был давно решен, то с видеокартами были проблемы, пока NVIDIA не открыла пользователям доступ к графическому ускорителю в рамках виртуальных рабочих столов.

Кстати, рабочее окружение проектировщика фактически переехало в ЦОД, «ближе» к сборкам, с которыми он работает. Поэтому их загрузка ускорилась, а конструкторы стали эффективнее использовать рабочее время. Громоздкими остались только дата-центры. На руках у сотрудников – тонкий клиент или ARM.

CNews: Какие современные технологии реально востребованы в промышленности – ИИ, интернет вещей, распознавание образов, AR/VR? За какими из них будущее?

Андрей Яшин: Безусловно, будущее за искусственным интеллектом и технологиями машинного обучения. Их использование может повысить эффективность оптимизации производственных процессов и процессов управления человеческими ресурсами. Например, вовремя выявлять в конвейерной цепочке отклонения от эталонных параметров и предотвращать либо минимизировать возникновение брака. Уже сейчас мы реализуем ряд проектов по внедрению ИИ в промышленности и совместно с заказчиками находим десятки производственных процессов, в которых возможно применение ИИ. К слову, активно прорабатываем внедрение технологии в рамках автоматизации Новолипецкого металлургического комбината.

Технологии интернета вещей (ИВ) весьма востребованы в разных секторах экономики, и промышленность не исключение. Более того, активный спрос на решение сподвиг нас на разработку собственного ИВ-решения, которое со сроком окупаемости 5–18 месяцев позволяет заказчикам сэкономить до 30% расходов на электроэнергию, а также снизить риски безопасности и оптимизировать процессы аудита помещений. Совсем скоро мы анонсируем его официально.

Перспективной кажется и технология распознавания образов. Некоторое время назад на конференции я видел ее воплощение: очки дополненной реальности, в которые встроена система управления производственным процессом. Устройство выдается мастеру в цеху и ассистирует ему с помощью дополненной реальности, в режиме онлайн изображая, как оперировать с тем узлом, на который он смотрит в данный момент. Компьютерная система зрения моделирует технологическую карту, которая возникает буквально перед глазами. Это очень впечатляет. Кстати, в ближайшее время мы планируем также включить системы распознавания образов в свой портфель услуг.

CNews: Планируете ли вы в ближайшие годы реализовывать какие-либо из этих технологий в области автоматизации промышленных предприятий?

Андрей Яшин: Мы сейчас проводим несколько пилотных проектов с применением моделей машинного обучения на предприятиях. Смысл этих проектов в том, что система, обучаясь на собранной информации о работе всего завода, позволяет улучшать существующие и готовить новые технологические процессы. Например, у предприятия есть задача оптимизации управления станочным парком, ему необходимо повысить загрузку станков и эффективность их использования. Как это делается сейчас? Перед технологом стоит задача выполнить определенную операцию, и он начинает выбирать оборудование, на котором будет работать. Часто возникает ситуация, что станок, предусмотренный технологическим процессом, на сегодняшний день загружен другими операциями или находится в ремонте, поэтому приходится ждать либо изменять технологический процесс. Тем временем в этом же самом цехе возникает обратная ситуация, при которой другой станок не задействован, потому что отсутствует информация о его возможности выполнить эту же операцию.

Технолог мог не ждать освобождения того станка, а прийти к этому и совершить операцию за гораздо меньшее время. И вот тут в игру вступает искусственный интеллект, который знает все возможности каждой производственной линии и может подсказывать, как быстрее и с меньшими потерями провести ту или иную технологическую операцию. Так мы приближаемся к использованию промышленного парка на 100%.