Спецпроекты

На страницу обзора
Мировые ИТ-тренды в российской транспортной отрасли

Мировые тенденции в транспортной отрасли не обошли стороной российский рынок. Основные бизнес-процессы в этой сфере уже автоматизированы, и сегодня речь идет об обеспечении сквозных бизнес-процессов и разработке всевозможных цифровых сервисов. В лидерах, как всегда, крупнейшие компании. В тоже время, цифровизация делает доступными логистические услуги для среднего и малого бизнеса.

Что происходит на рынке транспортных информационных технологий

Российский рынок ИТ на транспорте ступил на путь консолидации. Одна из причин — выход на него крупных игроков-монополистов, в частности из банковского и ИТ-сектора, таких как Сбербанк и «Яндекс». «Фокус таких игроков на логистическую отрасль подчеркивает растущее значение ИТ в области доставки грузов», — отмечает Сергей Барыкин, генеральный директор BIA Technologies.

В российской транспортной отрасли давно автоматизированы основные производственные и финансовые бизнес-процессы. Трансформация на сегодня заключается больше в обеспечении интеграции систем разных производителей, обеспечении сквозных бизнес-процессов, использовании средств онлайн-мониторинга производственных процессов с точки зрения оперативного контроля от верхнеуровневых показателей до детальных, включая отображение видеопотока с производственных участков, продолжает Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу группы компаний «Рамакс».

Мировые тренды в России

Мировой тренд развития цифровизации на транспорте — создание цифровых платформ. Такие решения уже есть у General Electric (Predix), Siemens (Mindsphere), MAN (Rio), Airbus (Skywise), Boeing (Analytics) и ряда других компаний. Эти платформы обеспечивают сбор и обработку данных, аналитику для оценки состояния транспорта и оптимизации управления им. Создатели платформ обещают снижение затрат на ремонт и рост коэффициента загрузки транспортных средств на 10–20%, а также сокращение затрат топлива на 5–10%. Более того, производители транспорта постепенно переходят на сервисную модель, предлагая не просто оборудование, а целый пакет услуг. Пример — Train-as-a-Service от Hitachi с целым пакетом цифровых услуг по мониторингу состояния и удаленному управлению транспортными средствами (M2M analytics, Bi-modal trains, Self-diagnosing trains ит.д.).

Оценка уровня зрелости ИТ-решений


Источник: PwC, 2019

По пути перехода на цифровые платформы пошел «Аэрофлот»: в компании внедрены интегрированная система управления предприятием SAP ERP, биллинг Lufthansa Systems, бронирование Sabre, система поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов AMOS швейцарской компании Swiss-AS. По уровню цифровизации компания занимает 4 место в мире. По словам Виталия Савельева, генерального директора «Аэрофлот», экономический эффект от больших данных за год составляет ₽3,5 млрд, интернет вещей обеспечивает ускорение на 10% оборачиваемости воздушных судов. AMOS позволяет существенно сократить расходы на техническое обслуживание самолетов, увидеть реальную картину состояния летной годности, технического обслуживания и ремонта воздушных судов. А развитие онлайн–сервисов приносит компании ₽220 млрд в год.

По словам Дмитрия Буленкова, самое тяжелое в цифровой трансформации — формализация и создание детальных цифровых стандартов взаимодействия разных игроков рынка. «Например, сообщения об аэронавигационных изменениях и событиях хотя и передаются в электронном виде, но слабо систематизированы, что приводит к необходимости ручной обработки, — говорит он. — Соответственно, с одной стороны, ведется проект ICAO по расширению этого формата, а с другой стороны, авиакомпании пытаются подключить средства машинного обучения для категоризации таких сообщений».

Еще один тренд — автономный транспорт. Первые кейсы уже появились в области складской логистики и на производственных предприятиях. «Сейчас в проработке интересный проект по подземному транспорту на «ЕвразРуде», надеюсь, мы его запустим, — рассказывает Артем Натрусов, вице-президент по информационным технологиям «Евраза». — Это рудная шахта, там идут взрывные работы, а потом происходит отгрузка с помощью подъемно-доставочных машин – это низкие машины на больших колесах с ковшом, которые перегружают руду, образовавшуюся после взрыва. И эти машины можно автоматизировать».

Появляются беспилотники и на улицах, например, в Москве и Казани. Правда, пока без людей и в тестовом режиме. Но это вопрос времени. Беспилотники могут использоваться для доставки посылок как по суше, так и по воздуху. «Еще много вопросов предстоит решить, но российское правительство начало оказывать поддержку инновационным проектам и технологиям, — говорит Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании «Крок». — Например, с 1 июля вступает в силу 163-ФЗ, а это может стать драйвером скорых перемен для проектов с применением искусственного интеллекта».

Важное направление — создание цифровых двойников как транспортных средств, так и более сложных систем, например, железнодорожной сети. Именно в этом направлении движутся «Российские железные дороги», где в рамках проекта «Цифровая железная дорога» создан центр обработки и анализа данных, отвечающий за диагностику и сервисное обслуживание поездов «Ласточка». О разработке цифровой технологической платформы «Доверенная среда локомотивного комплекса» рассказывают в ВНИИЖТ. Ее основное назначение — обеспечить сбор, хранение и анализ данных о функционировании локомотивного комплекса и бортовых систем диагностики локомотивов и предоставить всем участникам локомотивного комплекса — сервисным компаниям, ремонтным заводам, заводам-изготовителям и поставщикам оборудования для локомотивов — равный доступ к данным о работе локомотивов.

Кроме того, на основе собираемых данных о локомотивах в течение всего их жизненного цикла будут сформированы «цифровые двойники локомотивов», на основе машинного обучения построены интеллектуальные модели, позволяющие осуществлять эксплуатацию, обслуживание и ремонт тягового подвижного состава по показателям предиктивной диагностики, говорит Олег Харин, директор Центра технологических информационных систем ВНИИЖТ.

Набирают популярность иммерсивные технологии. В 2019 г. в РЖД началась разработка собственного тренажера виртуальной реальности для обучения по программе охраны труда электромонтеров контактной сети с использованием цифровых двойников. Тренажер состоит из шлема и контроллеров виртуальной реальности. Он позволяет моделировать трехмерную виртуальную реальность с эффектом полного погружения в технологическую среду. В целом, по словам Евгения Чаркина, директора РЖД по ИТ, эффект от цифровизации компании к 2025 г. составит ₽153 млрд, а косвенный эффект для экономики всей страны — ₽400 млрд.

Общий тренд, который затрагивает в том числе и транспортную сферу, — развитие нейронных сетей, искусственного интеллекта и машинного анализа. Это позволяет автоматизировать процессы, которые еще недавно выполнял человек. Например, анализировать видеоизображения, находить потенциально опасные объекты. Сегодня востребованы технологии видеоаналитики для контроля степени усталости водителей и их поведения за рулем (прием пищи, курение), применения ремня безопасности, использования мобильного телефона. Таксопарки внедряют решения по контролю количества пассажиров в салоне такси, личности водителя, следят, чтобы не было переработок. На рынке уже есть встроенные системы алкотестирования на борту транспортного средства. «Автоматизация позволяет значительную часть аналитической работы переложить на компьютер. Человек по-прежнему несет нагрузку по принятию решений, но на некоторых уровнях уже и этот этап тоже отдается машинам. Поэтому автоматическое принятие решений тоже можно назвать трендом, который будет развиваться в ближайшее время», — продолжает Сергей Пауков.

Не менее успешно развивается транспортная телематика. Рынок транспорта достаточно насыщен устройствами мониторинга, что стало фундаментом для проектирования и внедрения технологий второго уровня. Активно растущими и востребованными технологиями являются страховая телематика, сбор и анализ профилей вождения, решения, направленные на контроль соблюдения не только маршрута, но и графика движения, системы управления автопарком. Накопленные данные и статистика открывают возможности для роста применения технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта. Они решают задачи моделирования поведения и состояния участников дорожного движения, повышения безаварийности езды и соблюдения ПДД. Также достаточно активно развивается рынок интеллектуальных устройств помощи водителю в слежении за дорожной ситуацией и дорожной инфраструктурой.

Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС», отмечает рост спроса на коммерческую услугу «Помощь на дороге» (Road Side Assistance) на базе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС». «Водитель может заказать эвакуацию и извлечение автомобиля, замену колеса или подвоз топлива, получить экстренную техническую помощь, юридическую помощь при ДТП, информационные сервисы, — рассказывает он. — Растет как спрос на услугу у частных автовладельцев, так и ее интеграция в различные программы лояльности автопроизводителей и лизинговых компаний».

Распространение дронов и мини-квадрокоптеров, с одной стороны, помогает контролировать работу транспорта, а с другой несет с собой новые угрозы безопасности: они могут использоваться для несанкционированного доступа, разведки, поиска уязвимостей. Это заставляет производителей искать новые средства для их ликвидации, отмечает Сергей Пауков.

Логистика для всех

Благодаря цифровизации логистика становится более простой и доступной даже небольшим компаниям. «Раньше ты мог заниматься только большими поставками из Китая, и для этого обязательно нужен был брокер или кто-то еще. Сейчас, с увеличением прозрачности за счет цифровых технологий, можно найти массу предложений производителя. А товар доставят службы перевозок, — рассказывает Алексей Карпинский, заместитель генерального директора iCore. — Более мелкие компании могут позволить себе выстраивать свои цепочки поставок. Таким образом, мир становится все более прозрачным. Выход на международные рынки становится проще». Растет спрос на сервисы ЭДО, проверки контрагентов, подключение модулей курьерской доставки в магазины. Причем, особой популярностью пользуются сегодня именно SaaS-платформы, решающие все комплексные задачи организации грузоперевозок.

Одновременно у потребителей появляется возможность не просто ждать доставки заказанного товара, а наблюдать за его движением в режиме онлайн. Онлайн-трекинг — безусловный тренд логистики, и он стал возможен тоже благодаря цифровизации. Вообще, логистика — это благодатное поле для внедрения цифровых технологий. «Россия пытается занять промежуточное положение между рынками Китая и Европы, — продолжает Алексей Карпинский. — И российская логистическая индустрия может стать достаточно серьезным источником внешнего дохода страны. А для этого нужно развивать цифровые сервисы по китайскому образцу. Китай в этом плане — очень продвинутая страна».

Наталья Рудычева

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2019
№ 2019 Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2019 г., ₽тыс.
1 Рамакс Груп 5 298 074
2 Крок 3 776 298
3 ЗащитаИнфоТранс 2 630 916
Подробнее