Спецпроекты

На страницу обзора
Транспортная отрасль планомерно входит в четвертую технологическую революцию
Государственные проекты в сфере информатизации транспорта играют ключевую роль в развитии этого процесса. О том, какие системы разрабатываются и какие решения внедряются, в интервью CNews рассказал Виктор Парахин, заместитель генерального директора «ЗащитаИнфоТранс».

Виктор Парахин, «ЗащитаИнфоТранс»

CNews: Какие процессы цифровизации на транспорте происходили в истекший период?

Виктор Парахин: Все процессы цифровизации на транспорте выстраиваются в соответствии с регламентирующими документами и проходят по всем уровням так называемой цифровой вертикали: цифровая инфраструктура, сбор данных от источников, уровень управления данными, государственные и коммерческие цифровые сервисы.

Для безопасного использования умной инфраструктуры и беспилотных устройств необходимы технологические сети: беспроводная узкополосная сеть по технологии LPWAN (Low power wide area) и сеть широкополосного беспроводного доступа, которые будут обеспечивать передачу сигналов для бесперебойной работы критически важных приложений.

На уровне больших данных формируются модели работы с достоверными, полными и актуализированными в режиме реального времени массивами, получаемыми из множества источников напрямую без посредников. Это Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), система взимания платы с грузовиков «Платон», ЭРА ГЛОНАСС и многие другие. Таких систем и платформ появляется с каждым годом все больше и больше.

Виктор Парахин: Транспортная отрасль планомерно входит в четвертую технологическую революцию, известную также как «Индустрия 4.0», которая включает в себя полную оцифровку пространства, субъектов и процессов, использование новых материалов, новые способы производства или оказания услуг и новые системы управления

Для работы с таким большим количеством источников нужны точные правила работы с данными, выстроенные процессы, механизмы формирования и обновления отраслевых наборов данных, системы мастер-данных, нормативная поддержка. Платформы и системы на транспорте содержат и создают огромный объем данных, они нуждаются в данных других платформ и взаимодействии друг с другом. Например, платформы грузовых перевозок, платформы сервисов для пассажиров, умная инфраструктура, подключенные (а в будущем и беспилотные) транспортные средства используют данные о транспортной инфраструктуре, данные позиционирования, интерактивные карты, информацию о маршрутной сети, остановочных пунктах, транспортных средствах. В этом году разрабатывается функциональное решение в части сбора данных от операторов электронных пломб о местонахождении и сохранности товаров и их передачи в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и Федеральную таможенную службу в режиме реального времени.

CNews: На транспорте идет создание единой цифровой транспортно-логистической среды. Какие важные шаги сделаны?

Виктор Парахин: В настоящее время завершается работа по актуализации паспорта федерального проекта «Транспортно-логистические центры» (ФП ТЛЦ), в частности, по включению в него новой задачи по формированию единой цифровой транспортно-логистической среды (ЕЦТЛС). ЕЦТЛС позволит реализовать безопасный обмен актуальными, унифицированными и достоверными данными обо всех этапах перевозки в реальном режиме времени.

Обеспечение функционирования опорной сети транспортно-логистических центров — также ключевая задача транспортной отрасли для решения приоритетных национальных и стратегических задач в области транспорта и логистики, сформулированных в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». ФП ТЛЦ направлен на сокращение уровня логистических издержек национальной экономики за счет формирования опорной сети узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров. В него включены работы по созданию системообразующих компонентов ЕЦТЛС: цифровая платформа государственного сегмента транспортного комплекса, информационно-аналитическая система цифровой сети транспортно-логистических узлов и система координации транспортных потоков.

Выполнение мероприятий федерального проекта направлено на повышение конкурентоспособности транспортной отрасли, увеличение объема экспорта транспортных услуг, совершенствование пространственной организации транспортной сети на основе цифровых данных и на другие важные задачи отрасли. Цифровая платформа государственного сегмента транспортного комплекса играет системообразующую роль в формировании ЕЦТЛС и обеспечивает интеграцию национальных и зарубежных систем, обеспечивая безопасный режим сбора, агрегации и обмена транспортно-логистическими данными между коммерческими пользователями и органами государственной власти, решая задачи прослеживаемости всей цепи перевозки.

CNews: Какие ключевые проекты в области цифровизации на транспорте в ближайшем будущем найдут свое практическое применение?

Виктор Парахин: В феврале 2020 года Минтрансом России был запущен эксперимент по внедрению электронных первичных перевозочных документов в сфере автомобильного транспорта, который продлится до конца октября текущего года. Для проведения эксперимента привлечены представители как государственных органов, так и коммерческих организаций, непосредственно участвующих в процессах перевозок. В России на автотранспорте ежегодно оформляется в бумажном виде около 3 млрд транспортных накладных и путевых листов, что составляет более 40 тысяч тонн бумаги. Переход на цифровой документооборот позволит минимизировать количество оформляемых бумажных документов, и, как следствие, снизить расходы отрасли.

На текущий момент многими коммерческими субъектами проводятся пилотные проекты по применению электронных транспортных накладных в хозяйственной деятельности. Однако основным барьером массового внедрения таких ИТ-решений является обязательное предоставление и бумажных версий транспортных накладных сотрудникам ГИБДД, Ространснадзора и другим органам власти, что приводит к снижению эффективности их применения.

С начала года в рамках подготовки к эксперименту была проведена большая работа по анализу существующих бизнес-процессов по оформлению и обороту электронных транспортных накладных и электронных путевых листов. Эта работа проводилась в тесном взаимодействии государства и бизнеса: были исследованы все аспекты практического взаимодействия участников перевозки, операторов электронного документооборота и федеральных органов исполнительной власти. «ЗащитаИнфоТранс» ведет работу над прототипом системы «единого окна» для предоставления данных юридически значимых первичных перевозочных документов в электронном виде уполномоченным государственным органам. Прототип государственной информационной системы станет основой для оформления первичных электронных перевозочных документов не только в сфере автомобильного транспорта, но и в дальнейшем для интер- и мультимодальных перевозок.

Также на транспорте идет работа по созданию суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Он включает в себя безбумажное оформление транспортных накладных и путевых листов; специальных разрешений на движение тяжеловесного, крупногабаритного транспортного средства и перевозку опасных грузов; резервирование времени пересечения государственной границы на многосторонних автомобильных пунктах пропуска; реестры данных о перевозчиках, водителях, транспортных средствах, имеющихся лицензиях, требованиях, разрешениях по оформлению перевозки и прочие данные, необходимых для оформления перевозочных документов в безбумажном виде; формирование цифрового профиля перевозки с информированием пользователя и уполномоченных органов о ходе и результате выполнения перевозки. Суперсервис обеспечит информационное взаимодействие с множеством государственных информационных систем в защищенном исполнении.

CNews: Что Вы можете сказать об эффективности применения цифровых технологий на транспорте?

Виктор Парахин: Транспортная отрасль планомерно входит в четвертую технологическую революцию, известную также как «Индустрия 4.0», которая включает в себя полную оцифровку пространства, субъектов и процессов, использование новых материалов, новые способы производства или оказания услуг и новые системы управления. Внедряются следующие технологии цифровой трансформации: интернет-вещей, технологии анализа больших данных, искусственный интеллект, самоисполняемые коды выполнения обязательств и алгоритмы предоставления услуг. Ключевым фактором производства становятся данные в цифровой форме, позволяющие осуществлять анализ, моделирование, прогнозирование и формирование новых услуг и рынков.

Реалии сегодняшнего дня наглядно свидетельствуют о значительном росте ценности аналитики и точного прогноза, который осуществляется на основе математических моделей, опирающихся на большие массивы данных. При этом необходимо подчеркнуть, что полный переход на рельсы цифровой экономики обеспечит качественный рост экономических показателей в разы, а не на несколько процентов. Поэтому не только Россия, но и многие другие страны включилось в гонку по цифровизации национальных экономик, в которых одно из ключевых мест занимает цифровизация транспортной отрасли.

CNews: С большими данными сейчас на транспорте работают многие компании. Можете ли Вы привести пример успешного их применения в условиях распространения COVID-19?

Виктор Парахин: Одной из существенных мер по сдерживанию распространения коронавируса стало обеспечение мониторинга граждан контролирующими органами после возвращения из государств с нестабильной эпидемиологической ситуацией. Ведение статистики и проведение аналитической работы по вопросам безопасности перевозок пассажиров стало наиболее актуальным в период распространения COVID-19.

Полная и актуальная статистика о пассажиропотоке в Россию и на территории нашей страны по всем видам транспорта позволила взять под контроль распространение пандемии в Российской Федерации. Данные для ежедневного принятия оперативных управленческих решений обеспечивает Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). За время эксплуатации (с 2013 года) к системе было подключено более 8500 перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры всех видов транспорта, осуществляется сбор информации по пассажирским перевозкам перевозчиков из 140 стран мира. В системе хранятся миллиарды транзакций по оформлению пассажирских перевозок, которые и стали основой для контролирующих органов для вычисления инфицированных граждан и потенциального круга их общения.

Данные спроса на транспортные услуги по отношению к аналогичным периодам предыдущего года не менее важны и в интересах мониторинга динамики межрегионального и трансграничного пассажирского сообщения по всем видам транспорта (снижения и восстановления объема перевозок). ЕГИС ОТБ обеспечивает взаимодействие в рамках единого защищенного информационного пространства при обеспечении транспортной безопасности 8 федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений на территории всех федеральных округов.

Следует отметить, что «ЗащитаИнфоТранс» является единственным разработчиком и оператором этой системы. ЕГИС ОТБ позволяет обеспечивать оперативный информационный обмен в защищенном исполнении между перевозчиками и компетентными органами. Ранее система показала свою эффективность в рамках крупнейших международных мероприятий, которые проходили на территории России (XXII Олимпийские зимние игры, Кубок конфедераций FIFA 2017 года, Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и другие) и в интересах обеспечения безопасности на транспорте в ходе повседневной деятельности.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний 2019
№ 2019 Компания Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2019 г., ₽тыс.
1 Рамакс Груп 5 298 074
2 Крок 3 776 298
3 ЗащитаИнфоТранс 2 630 916
Подробнее