Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на цифровизацию здравоохранения, ожидается, что в этой отрасли и дальше будут внедряться информационные технологии. В числе последних тенденций в области цифровой трансформации здравоохранения — все более широкое использование телемедицины, средств виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта. Этому способствует высокий спрос на персонализированную медицину и стремление сократить и оптимизировать издержки.
Рост инвестиций и развитие технологий
Как полагают аналитики Deloitte, в 2020-2024 гг. мировые расходы на здравоохранение будут расти в мире в среднем на 3,9% ежегодно (до пандемии, в 2015-2019 гг. рост составлял 2,8%). Самый быстрый рост ожидается в Азии и Австралии (5,3%) и странах с переходной экономикой, в Центральной и Восточной Европе (5,2%), а самый медленный — в Латинской Америке (0,7%).
При этом будут наблюдаться структурные изменения. Пандемия привела к увеличению доли различного рода «цифровых» медицинских услуг — решений в области телемедицины, средств анализа больших данных, системы интернета вещей и виртуальной реальности. По всем этим направлениям в 2022 г. ожидается дальнейший рост.
Большие данные помогут спрогнозировать эпидемии и поставку лекарств
Эти информационные массивы включают в себя самые разные данные — от данных электронных медицинских карт пациентов (медицинских записей) до данных, используемых для управления работой больниц. Соответственно, их можно задействовать для разных целей — от лечения пациентов до прогнозирования и предотвращения эпидемий и сокращения затрат в здравоохранении.
По оценкам IDC, в 2022 г. объем мирового рынка больших данных в здравоохранении достигнет $34,27 млрд, а в 2024 г. — $68,03 млрд. Данные будут поступать из разных источников — от систем контроля состояния пациентов, до аптек, госпиталей и страховых компаний. Анализ совокупности этих обезличенных данных поможет преобразовать систему здравоохранения, сделать ее более «персонализированной» и при этом — более дешевой. Аналитика данных в сочетании с искусственным интеллектом поможет пациентам получить точные планы лечения и своевременное обслуживание. А поставщикам медицинских услуг — оптимизировать свою деятельность и повысить уровень контроля над цепочкой поставок.
Интернет медицинских вещей: от персонального мониторинга до прогнозов
Интернет медицинских вещей (IoMT) — это инфраструктура решений и сервисов здравоохранения, направленная на оказание эффективной помощи в сельской местности и в удаленных районах, а также помощи тем пациентам, которые не могут посещать клиники. Инновации и интеграция данных дадут пациентам возможность получать качественное лечение и профилактику «на дому». Персональное оборудование для мониторинга позволит пациентам отслеживать данные о своем здоровье и отправлять их лечащим врачам. Это сможет изменить методы лечения хронических больных. Устройства с высокоточными датчиками, которые пациент носит постоянно, будут отслеживать медицинские данные и немедленно оповещать о проблемах со здоровьем конкретного пациента. А массовый сбор таких данных позволит отслеживать тенденции, связанные с заболеванием, в различных группах населения, поможет составлять прогнозы о распространении болезни в зависимости от тех или иных факторов риска.
Также решения IoMT смогут побуждать к ведению здорового образа жизни с помощью функций, которые позволяют ежедневно или еженедельно отслеживать прогресс в физических упражнениях.
Предполагается что за счет использования меток радиочастотной идентификации (RFID) станут прозрачнее и более предсказуемы цепочки поставок. Для медицинской сферы четкость их работы особенно важны и не только в период пандемии.
ИИ не заменит врачей, но снизит нагрузку на них
Как полагают в Grand View Research, внедрение средств искусственного интеллекта ИИ может ослабить проблему нехватки врачей, ускорить постановки диагнозов и повысить их точность. Мировой рынок ИИ в здравоохранении в 2020 г. оценивался аналитиками компании в $6,7 млрд, а темпы его роста до 2028 г. — в 41,8%.
Искусственный интеллект в здравоохранении дополняют приложения, которые могут систематизировать клиническую документацию, структурируя записи.
Цифровая терапия
Цифровая терапия — это предоставление медицинских услуг на основе фактических данных помощь с помощью программного обеспечения. Она может стать полноценной заменой или дополнением существующего лечения заболеваний. Эта медицинская технология разработана как для врачей, так и для пациентов и включает в себя клиническую оценку, результаты, сообщаемые пациентами, и панели мониторинга.
Технологии цифровой терапии помогают, например, контролировать показатели сахара в крови, предлагать схемы приема лекарств, диету и предоставлять врачам полную картину состояния здоровья пациента. Это позволяет подробно исследовать образ жизни и повседневной деятельности пациентов, дает возможность контролировать некоторые критические состояния здоровья пациента, предлагать индивидуальные методы лечения.
Телемедицина
Пандемия COVID-19 подстегнула развитие телемедицины. Она также способствовала увеличению количества виртуальных медицинских услуг, в том числе записи на прием через интернет, удаленного ухода и видеоконференцсвязи, когда медицинские работники и пациенты могут виртуально общаться в режиме реального времени.
Это означает, что можно предоставлять медицинское обслуживание людям, независимо от их географического положения, экономических, политических и социальных условий жизни.
Удаленный мониторинг пациентов
Удаленный мониторинг позволяет пациентам и медицинским работникам постоянно оставаться на связи, чтобы координировать лечение и управлять течением болезни. Для этого используются носимые устройства. Они измеряют важные данные о состоянии здоровья, напоминают пациентам о необходимости принимать лекарства и отправляют соответствующие данные специалистам. Это помогает медицинским учреждениям сократить время, расходы и предоставлять высококачественное медицинское обслуживание, даже без личного контакта с пациентами.
Отслеживание показателей здоровья в режиме онлайн позволяет пациентам ежедневно сообщать о своих симптомах, что значительно улучшает и ускоряет лечение. В прошлом большинство пациентов сообщали о любых новых симптомах во время регулярных посещений терапевта. Теперь специалисты смогут предложить лечение на основе данных о состоянии здоровья, которые они оперативно получают от пациентов.
Виртуальная реальность
Виртуальная и дополненная реальность (AR/VR) начала преображать отрасль здравоохранения относительно недавно. Самое ее известное применение — планирование сложных операций, а также обучение проведению различных процедур. Также она способна помочь людям с нарушениями развития тренировать в виртуальной среде социальные навыки и навыки преодоления трудностей.
По оценке IDC, объем мирового рынка дополненной и виртуальной реальности в 2020 г. составил $12 млрд, аналитики прогнозируют рост этого сегмента к 2024 г. до $72,8 млрд (на 54% ежегодно).
Когнитивная автоматизация
Эта новая и быстро развивающаяся в рамках цифровой трансформации технология использует возможности автоматизации с помощью программного обеспечения и применяет алгоритмы машинного обучения для ускорения принятия решений в отрасли здравоохранения. Она позволяет за секунды обрабатывать зеттабайты данных, тем самым предоставляя лицам, принимающим решения, рекомендации, которые подкреплены получаемыми в реальном времени данными. Конечная цель этой медицинской технологии — создать самоуправляемое предприятие с автоматизацией операционных процессов.
Программные роботы (RPA)
Технологии, основанные программных роботах, автоматизирующих процессы, стали важной вехой в развитии ИТ в здравоохранении. Включение в них алгоритмов ИИ помогает предоставить пациентам, нуждающимся в медицинских услугах, руководство по описанию симптомов. В результате можно повысить точность диагнозов.
Технология RPA позволяет быстро составлять расписание и точно назначать прием в больнице. Это помогает быстро получить соответствующую личную информацию о пациенте, позволяет оперативно диагностировать симптомы пациента и получить данные о его страховке. Кроме того, RPA помогает планировать встречи с врачами, позволяя в автоматическом режиме проверять наличие свободных мест в их графиках.