Спецпроекты

На страницу обзора
За счет региональных мединформсистем врачи экономят 40% времени

Электронное здравоохранение в России создается уже 10 лет. Благодаря технологиям качество медицинской помощи растет. Однако не все проблемы еще решены. Об итогах прошедших 10 лет, роли региональных медицинских информационных систем в здравоохранении и борьбе с пандемией и здравоохранении будущего в интервью CNews рассказал Дмитрий Котохин, директор по развитию РМИС «Медведь».

Дмитрий КотохинРМИС «Медведь»

CNews: В 2021 году исполняется 10 лет, как стартовал государственный проект электронного здравоохранения. Ваша компания участвует в нем с первых дней. Как изменились медицинские учреждения за это время?

Дмитрий Котохин: Главное достижение реформы — рост числа выявленных заболеваний. Собираемая статистика, анализ количества и качества медицинской помощи помогают регионам оптимизировать расходы на здравоохранение, проводить профилактику, помогать людям, которым это действительно нужно.

Но остались и проблемные вопросы: например, доступность медицинской помощи — особенно, в регионах с большими территориями и низкой плотностью населения — или процент ошибок при постановке диагноза. По статистике только 20% диагнозов изначально верны, 60% нуждаются в уточнении и еще 20% ошибочны. С каждым годом цифры меняются только в худшую сторону. Улучшить ситуацию могут системы поддержки врачебных решений, которые используют искусственный интеллект. Их задача — помочь врачам проверить себя и подсказать правильный диагноз. Уже сейчас мы видим спрос на такой функционал в регионах.

Краткая биография

Дмитрий Котохин

CNews: Люди оценивают только качество медицинской помощи в поликлинике и плохо представляют, зачем врач что-то печатает на компьютере, как это помогает лечению и влияет на систему здравоохранения в целом. Правильно ли я понимаю, за эти вопросы отвечают региональные медицинские информационные системы (РМИС)?

Дмитрий Котохин: Региональные медицинские информационные системы (РМИС) — основа электронного здравоохранения. Именно благодаря им пациент может обратиться в любое лечебное учреждение и не приносить с собой множество справок и выписок — врач увидит историю болезни онлайн, точнее поставит диагноз и назначит лечение.

С помощью РМИС формируется отчетность, которая помогает государству анализировать состояние сферы здравоохранения в регионе, контролировать работу медучреждения и т. д.

Еще одна важная задача такой информационной системы — избавить врача от рутины. На прием пациента дается не более 15 минут. РМИС позволяет настраивать функции и интерфейс под задачи конкретного пользователя. Не нужно переучиваться под каждую систему. Все максимально привычно и удобно. Такой подход позволяет выиграть время, которое специалист может потратить на пациента.

Так в нашей РМИС «Медведь» врачи тратят на 40% меньше времени на рутинные операции. Платформа помогает врачам оказывать медицинскую помощь, управлять этим процессом на уровне региона и интегрироваться в единый цифровой контур здравоохранения России. РМИС «Медведь» прошла все необходимые испытания на соответствие требованиям Министерства здравоохранения и включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

CNews: Как работает РМИС «Медведь» с технической точки зрения?

Дмитрий Котохин: Ядро платформы «Медведь» — интеграционная шина. Она обеспечивает взаимодействие между региональными медицинскими информационными системами и федеральными сервисами: подключение к ЕГИСЗ, ФЭР, ИЭМК, СМЭВ и др. В ее основе лежит системное ПО с открытым исходным кодом. Это обеспечивает кроссплатформенность и независимость от поставщика услуг.

Важно, что с помощью нашей шины можно объединить любые медицинские и немедицинские информационные системы — все сервисы будут доступны в одном интерфейсе и останутся неизменными. А значит, врачу не надо переучиваться.

Дмитрий Котохин: Ядро платформы «Медведь» — интеграционная шина, которая обеспечивает взаимодействие между региональными медицинскими информационными системами и федеральными сервисами

Интеграционную шину разработали в 2015 году, сейчас она работает в девяти регионах: Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Республике Саха (Якутия), Амурской, Орловской, Московской, Белгородской, Владимирской, Омской областях и в Севастополе. Ее используют около 5 тысяч медицинских организаций. В системе зарегистрировано более 5,5 миллионов пациентов и хранится более 43 миллионов документов.

CNews: Какие еще модули входят в состав РМИС «Медведь»?

Дмитрий Котохин: Например, онлайн-сервис «Медведь.Телемед». С его помощью врачи удаленно консультируют пациентов — через чат либо по видеосвязи. Дистанционно отслеживают их состояние — для этого пациент вносит показатели в «Дневник здоровья»: артериальное давление, температуру, уровень сахара крови и прочие.

Особенно актуальна эта функция стала в пандемию для мониторинга пациентов на самоизоляции и ведения хронических больных, например, сахарным диабетом или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Пациенту не нужно тратить несколько часов на дорогу и сидение в очередях, консультацию врача можно получить удаленно.

Для того чтобы воспользоваться сервисом, не надо покупать дополнительное оборудование — достаточно установить на смартфон специальное приложение или просто использовать веб-браузер компьютера. В «Медведь.Телемед» также проводятся консилиумы врачей. Протокол консультации подписывается электронной подписью.

Система работает в девяти регионах РФ. За прошлый год было проведено более 50 тысяч телеконсультаций, медицинскую помощь получили 17 500 пациентов. Опыт показывает, что активнее всего телемедицину практикуют эндокринологи (40% всех консультаций), районные педиатры и терапевты (по 20%), акушеры-гинекологи (10%). Среди регионов-пользователей телемедицины абсолютным лидером, причем с большим отрывом, является Якутия — на нее приходится 65% всех проведенных консультаций.

CNews: Последние два года система здравоохранения проходит испытания на прочность. Какую роль, на ваш взгляд, играет автоматизация в организации эффективной борьбы с COVID-19?

Дмитрий Котохин: В первую очередь, технологии удаленного взаимодействия помогают обезопасить врача и пациента от лишних контактов. Пациенту не нужно сидеть в очередях, а у врача сокращается количество очных приемов.

Кроме того, снижается нагрузка на систему здравоохранения. Записаться к врачу можно онлайн, получить расшифровку анализов или пройти повторный прием дистанционно. При этом у врача высвобождается время для проведения первичных приемов, он может помочь большему количеству пациентов.

Дмитрий Котохин: Технологии удаленного взаимодействия помогают обезопасить врача и пациента от лишних контактов

Региональные медицинские информационные системы снимают с врача часть рутинных задач. Органы региональной врасти видят актуальную статистику онлайн и могут принять стратегические меры по борьбе с пандемией.

CNews: Пришлось ли вам дорабатывать ваше решение, создавать новые сервисы в этой связи?

Дмитрий Котохин: Да, у нас был такой опыт. Например, мы создали новую функцию «Я Дома» специально по запросу Республики Саха (Якутия). Задача «Я Дома» — отслеживать местоположение пользователя. За 2020 год пользователи передавали координаты своего местоположения почти 180 тысяч раз. Это помогло региону контролировать соблюдение самоизоляции пациентов с COVID-19.

CNews: Каким вы видите здравоохранение будущего?

Дмитрий Котохин: Прежде всего, будет внедряться электронный документооборот. В ближайшие пять лет произойдет полный отказ от бумажных документов. Для этого есть необходимая нормативная база. К 2023 году все рецепты должны перейти в электронную форму. Причем этот переход будет касаться не только рецептов на льготные препараты, но и вообще всех рецептурных лекарственных средств.

Другой перспективной технологией является искусственный интеллект и системы поддержки принятия врачебных решений. Продолжит развиваться анализ изображений и радиологических исследований. Мы планируем внедрить новые технологии в работу РМИС «Медведь». Уже сейчас прорабатываем коллаборации с партнерами по этим направлениям. Современные технологии помогут сделать платформу «Медведь» еще более удобной и информативной для пользователя.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ в здравоохранение 2020
№ 2020 Название компании Специализация
1 Цифромед Разработчик
2 Крок Системный интегратор, разработчик
3 РТ МИС*(1) Разработчик
Подробнее