Спецпроекты

На страницу обзора
Дмитрий Бахта, «Омзит»: После внедрения роботов всем сотрудникам завода пришлось работать быстрее

«Омзит» — российское предприятие по разработке и выпуску промышленных нагревательных котлов — внедрило на своем производстве роботов. О нехватке кадров, преимуществах роботизации производства и проблемах, которые вскрылись в процессе внедрения новых технологий, в интервью CNews рассказал Дмитрий Бахта, директор по развитию «Омского завода инновационных технологий» 

Дмитрий Бахта«Омзит»

«Чем больше роботов мы внедряем, тем больше задач по изменению компании появляется»

CNews: Какие бизнес-задачи заставили «Омзит» встать на путь роботизации производства?

Дмитрий Бахта: Наше предприятие выпускает современные технологичные котлы. Основной процесс на заводе — сварка, при котором очень важно учитывать вопросы скорости операций, качества, надежности и себестоимости производства. Сам сварочный процесс достаточно сложный. Во-первых, в котле очень много элементов, во-вторых, металл очень быстро нагревается, поэтому операции должны проходить быстро и без отклонений. Человеку непросто работать в подобных условиях. Робот в этом плане безотказен: он работает по технологической карте, без усталости и без ошибок.

Последние годы заводы в нашей стране, к сожалению, по нескольким причинам испытывают огромный дефицит квалифицированных рабочих. Во-первых, сильно упал престиж профессии сварщика, да и в целом всех рабочих профессий, во-вторых, молодые люди сегодня хотят зарабатывать больше денег. К этим факторам добавилась пандемия. А у нас есть четкие сроки реализации каждого проекта и каждого котла. Поэтому роботизация в нашем случае решает целый ряд проблем. Она высвобождает персонал, необходимый для производства продукции — в нашем случае квалифицированных сварщиков — для перевода их на другие участки производственного процесса, повышает требования к квалификации сотрудников, а также позволяет добиться большей скорости выполнения операций и большей надежности сварочных швов.

Дмитрий Бахта: У нас есть четкие сроки реализации каждого проекта и каждого котла. Поэтому роботизация в нашем случае решает целый ряд проблем

Поэтому руководство завода решило идти в направлении автоматизации завода. Для этой цели два собственника «Омзит» объехали большое количество предприятий в Европе, Америке и Азии. Больше всего их поразила концепция прогрессивных заводов в Корее: использование роботов-манипуляторов на разных производственных участках. «Омзит» стал искать партнеров для покупки и внедрения этой технологии.

CNews: И кто стал вашим партнером?

Дмитрий Бахта: Их несколько. Во-первых, государство, которое заинтересовано в возникновении технологичных предприятий. Во-вторых, такие компании, как KUKA. Этот международный концерн занимается поставкой интеллектуальных решений для автоматизации заводов. Специалисты компании показали нам, как с помощью роботов мы можем наладить процесс производства котлов. И в 2019 году при поддержке Минпромторга РФ и правительства Омской области мы построили новый корпус и цех — уже с учетом новых технологий.

CNews: Как долго вы выбирали поставщика?

Дмитрий Бахта: Более двух лет. Но это было не самой сложной задачей. К сожалению, мы так и не нашли компанию-интегратора, которая устроила бы нас как по качеству, так и по скорости услуг, ни за рубежом, ни в России. Поэтому «Омзит» был вынужден создать интеллектуальное подразделение, которое занялось внедрением новых технологий на нашем предприятии. Сейчас мы открываем отдельную структуру, которая будет заниматься интеграцией роботизированных техник для других заводов и производств.

CNews: Какие проблемы возникли в процессе автоматизации?

Дмитрий Бахта: Чем больше роботов мы внедряем, тем больше задач по изменению компании появляется. Робот может работать достаточно быстро и в режиме 24/7. Такой режим требует перестройки всех процессов в компании. Качество производственной подготовки должно быть гораздо выше. Сварщик может скорректировать швы и зазоры по ходу операции, тогда как робот действует по запрограммированным траекториям — с ним не договоришься.

Краткая биография

Дмитрий Бахта

Производственная логистика должна быть быстрее, а запасов должно быть больше, потому что робот нуждается в постоянной загрузке. Соответственно, наши отделы продаж должны работать совершенно в другом ритме: нет смысла запускать робота на полчаса в день. Вся компания втягивается в совершенно другой, более современный и динамичный вид производства. Ко всем сотрудникам повышаются требования.

И здесь возникает другая сложность. Мы думали, что уходим от проблем с персоналом — с квалифицированными сварщиками и слесарями, но пришли к тому, что нам требуется новое поколение специалистов и технологов. Нам нужны люди, которые разбираются в робототехнике, умеют программировать и могут управлять этим процессом. Мотивация таких экспертов достаточно непростая. Их сложно найти, сложно привлечь в нашу компанию и еще сложнее удержать. Как только «Омзит» стал нанимать таких специалистов — мы стали мишенью для охотников за кадрами с других предприятий. И это не всегда вопрос денег, а, скорее, создания привлекательной для молодежи корпоративной культуры, дизайна помещений и социальных программ.

CNews: И как вы решаете проблемы, связанные с персоналом?

Дмитрий Бахта: К счастью, робот не может полностью заменить человека на производстве. При этом найти готового сотрудника инновационного предприятия сегодня невозможно: его надо учить, мотивировать, формировать у него правильное отношение к работе. И это не менее интересно, чем настройка роботизированных центров.

Сейчас мы формируем свой учебный центр и создаем ряд программ, направленных на развитие нужных компетенций. Сегодня диплома базового технолога-сварщика или оператора станка с числовым управлением для технологического предприятия недостаточно, нужны дополнительные навыки. И здесь мы опираемся как на свои ресурсы, так и на ресурсы наших партнеров, у которых уже есть обучающие программы, включая стажировки на предприятиях в нашей стране и за рубежом.

CNews: Вы сказали, что роботизация предприятия приводит к высвобождению персонала, необходимого для производства котлов. Значит ли это, что сотрудники завода потеряют свои рабочие места?

Дмитрий Бахта: Вы удивитесь, но нет. Мы, наоборот, увеличиваем количество рабочих мест. Причем делаем фокус на повышение квалификации наших работников. Так, активно растет команда проектировщиков, программистов и конструкторов. В то же время роботы помогают восполнить недостаток трудовых ресурсов, которых просто нет на рынке Омска.

Дмитрий Бахта: Робот может работать достаточно быстро и в режиме 24/7. Такой режим требует перестройки всех процессов в компании

В этом году мы заложили еще один корпус, который станет отдельным предприятием на нашей территории. Нам сейчас не хватает места, поэтому наши роботы не могут «расправить плечи», работать в полную силу, особенно в сезон. При перегрузке и производстве одновременно разных по размеру и характеристикам продуктов у нас страдает конвейерность. Мы не можем загрузить робота на одинаковые операции. Новые производственные площади позволят нам разделить потоки, и наши скоростные помощники смогут развернуться по полной программе.

«Роботы помогают нам выиграть в скорости, качестве, экологичности и экономичности производства котла»

CNews: Как результаты проекта по роботизации производства отразились на бизнесе?

Дмитрий Бахта: Сама технология не позволяет допустить брака при сварке котлов. Требования роботизированных центров настолько высокие, что они сами являются контролерами качества продукции. В цифрах картина такая: количество случаев, когда наш ОТК возвращает изделие для исправления, упало на 25%. Пока мы не можем сказать, что общая производительность предприятия выросла в десятки раз. Но отдельные операции выполняются от 15 до 25 раз быстрее, чем это мог бы сделать сварщик.

Дмитрий Бахта: В каждом котле есть большое количество конвективных трубок, которые ввариваются в конвективную доску. Это достаточно трудоемкая операция. И эту операцию робот делает в 20 раз быстрее, чем человек.

CNews: О каких операциях идет речь?

Дмитрий Бахта: Например, в каждом котле есть большое количество конвективных трубок, которые ввариваются в конвективную доску. Это достаточно трудоемкая операция. В большом котле может быть тысяча трубок, тысяча торцевых сварочных колец с одной стороны и еще тысяча с другой. И эту операцию робот делает в 20 раз быстрее, чем человек. Понятно, что есть технология сварки, которая не позволяет проварить металл быстрее. Здесь речь об экономии времени, связанного с перенастройкой работника, его усталостью, необходимостью прерываться и быстрым нагреванием котла. У робота нет этих потерь, поэтому, соблюдая технологию варения и сварки, производство выигрывает в скорости и качестве производства.

CNews: Бывают ли у роботов сбои? Количество сбоев у роботов меньше, чем у людей?

Дмитрий Бахта: Конечно, бывают, но это единичные случаи. Робот не варит быстрее, робот не ошибается. Сбои могут происходить на уровне подготовки, либо при неправильной настройке техники, но в таких ситуациях мы просто не можем начать работу. Если робот запущен — никаких сбоев быть уже не может.

CNews: Изменилось ли отношение клиентов к продукции завода после того, как «Омзит» стал использовать робототехнику?

Дмитрий Бахта: К сожалению, клиент видит лишь конечный результат. С точки зрения качества — у всех производителей котлов примерно одинаковые гарантийные обязательства. «Омзит» — достаточно молодое предприятие на российском рынке, нашим основным конкурентам — более 100 лет. Эти компании уже заработали свой авторитет, поэтому они серьезно относятся к контролю качества.

Дмитрий Бахта: Мы думали, что уходим от проблем с персоналом — с квалифицированными сварщиками и слесарями, но пришли к тому, что нам требуется новое поколение специалистов и технологов

Я не могу сказать, что предприятия, которые внедрили роботов, оторвались от других на космическую дистанцию. Здесь, как в большом спорте, есть доли секунды, которые отделяют чемпиона от сильного спортсмена. Современные технологии помогают нам выиграть во внутренней динамике, качестве, экологичности и экономичности производства котла. Экономический эффект от этих долей секунд очень важен, хотя очевиден не сразу, лишь в течение 5–10 лет. И это говорит о том, что мы производим продукцию совершенно иного уровня.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах «Омзита» в сфере инновационных технологий. Что дальше?

Дмитрий Бахта: Помимо сварочных роботов, в этом году появятся автоматизированные малярные камеры, которые значительно повысят скорость и качество покраски. А самое главное — создадут безопасные условия труда на производстве. Наши маляры, несмотря на все защитное оборудование, находятся в достаточно агрессивной среде.

Кроме того, мы продолжим тему автоматизации предприятия, внедрения роботизированных участков в непроизводственных сферах. Например, наш отдел снабжения становится все более современным, потому что теперь управлять запасами и качеством входящих материалов приходится совершенно в другой концепции, да еще и при таких прожорливых партнерах, как роботы. Мы также планируем создать свой собственный завод-интегратор. Одного интеллектуального подразделения нам уже мало.

Ольга Богданова

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие игроки рынка промышленной робототехники 2020
№ 2020 Город (расположение центрального офиса) Выручка в 2020 г., включая НДС, ₽тыс.*
1 Уфа 175 220,2
2 Тула 157 560
3 Москва 142 613
Подробнее