Спецпроекты

На страницу обзора
Мы наблюдаем лавинообразное импортозамещение в сфере коммуникаций

Еще недавно замещение импортных решений, стремление к технологической независимости вписывалось в канву стратегических планов на долгосрочную перспективу. В последние несколько лет процесс стал приобретать лавинообразный характер, а в первом квартале текущего года достиг невиданных масштабов. Количество запросов на отечественные решения, в частности в сфере коммуникаций, едва ли не превосходит возможности российских компаний. Насколько готовы отечественные разработчики к такому повороту событий, как создать экосистему программных продуктов, в каком направлении будут развиваться российские коммуникационные платформы, рассказал управляющий партнер компании CommuniGate Systems Антон Тен.

Антон ТенCommuniGate Systems

«Момент передачи данных — это и есть коммуникация»

CNews: Как вы оцениваете итоги работы компании в минувшем году: что получилось, а что не удалось?

Антон Тен: Минувший год для CommuniGate Systems был успешным. У компании получилось закрепить наше решение в статусе фактического стандарта для коммуникационных платформ в РФ. Особенно в сегментах работы с госорганами, госкомпаниями, корпорациями и субъектами критической информационной инфраструктуры (КИИ), которые осуществляют миграцию почтовых и календарных систем с зарубежных решений. Мы продолжали развивать платформу CommuniGate Pro, регулярно выпускали новые версии с расширенной функциональностью, улучшенными инструментами в сфере безопасности коммуникаций. Нам удалось кратно увеличить оборот компании. Несмотря на кадровую конкуренцию с крупными участниками рынка, мы сохранили костяк разработчиков, увеличили их штат, укрепили коммерческую часть нашей команды.

Антон Тен, CommuniGate Systems: Момент передачи данных — это и есть коммуникация

В то же время нам не удалось полностью реализовать план разработки мобильных приложений — сказался дефицит разработчиков. Острая нехватка специалистов в этой сфере характерна и для России, и мира в целом. Сегодня каждому программному продукту требуется мобильное приложение на самых распространенных платформах, в первую очередь на iOS и Android.

Пока мы не смогли до конца реализовать шифрование файлов, сообщений и т. д. по ГОСТовым алгоритмам, но инструменты для этого созданы. В ближайшее время решим эту задачу и перейдем к сертификации.

CNews: Какие тенденции вы считаете ключевыми на рынке ИТ, в частности в сегменте коммуникационных платформ?

Антон Тен: В сегменте коммуникационных платформ крупный бизнес делает ставку на развитие собственных мощностей, on-premise инсталляцию платформенных решений. При этом сохраняется ряд противоречивых тенденций. Растет спрос на корпоративные мессенджеры, не имеющие выхода во внешний мир. В то же время бизнес активно использует облачные платформы для видеоконференцсвязи, например, Microsoft Teams, Zoom, из российских решений — TrueConf. То есть, почту, мессенджер, обмен файлами компании предпочитают оставлять в корпоративном контуре, а сеансы видеоконференцсвязи проводят в том числе с использованием облачных мощностей.

В сегменте коммуникационных платформ крупный бизнес делает ставку на развитие собственных мощностей, on-premise инсталляцию платформенных решений

Еще одна тенденция на ИТ-рынке — повышенный интерес к решениям информационной безопасности, что выражается в дополнительных требованиях к платформам, системам, используемым в любой организации, а также уровню защищенности в целом. Причем инструменты и средства защиты информации должны быть не только наложенными. Одно из требований к информационным системам подразумевает наличие в них встроенных механизмов обеспечения безопасности и функциональности, и циркулирующих данных.

К слову, наша платформа CommuniGate Pro поддерживает огромное количество инструментов для защиты данных и коммуникаций пользователей — начиная от базовых вещей, таких как защита от перебора паролей, от спама, вирусов, фишинга и заканчивая множеством алгоритмов шифрования. Предусмотрено разграничение доступа на уровне файлов, папок, обеспечивается безопасность подключения к платформе не только из офиса, но и дистанционно, что актуально для удаленных, мобильных сотрудников, которых становится все больше.

CNews: На какие запросы потенциальных заказчиков и клиентов в первую очередь ориентируется ваша компания?

Антон Тен: Мы внимательно рассматриваем все запросы на доработку функциональности как клиентской, так и серверной части продуктов. В первую очередь ориентируемся, конечно, на массовые заявки, касающиеся дополнительной функциональности и безопасности коммуникаций. Много работаем над механизмами, сценариями и методиками перехода с других решений на платформу CommuniGatePro.

CNews: Какие запросы в сфере безопасности коммуникаций возникают у заказчиков? Какие решения и подходы хорошо зарекомендовали себя в этом направлении?

Антон Тен: Любые запросы в области безопасности для любого решения (программного или аппаратного), информационной системы сводятся к одному — обеспечить защиту всех данных пользователя не только на этапе хранения, но и в момент их передачи. А момент передачи — это и есть коммуникация. Среди специфических требований, предъявляемых к коммуникационным системам, — защита от доступа к каналам передачи, от вредоносных рассылок, спама, вирусов, фишинга, от кражи паролей доступа. Соответствующие инструменты, представленные на платформе, постоянно совершенствуется — внедряются новые версии алгоритмов безопасности.

Краткая биография

Тен Антон Евгеньевич

  • Управляющий партнер CommuniGate Systems.
  • Опыт работы в сфере информационных технологий — более 20 лет.
  • Экспертиза в области программного обеспечения для госсектора — свыше 5 лет.
  • Прошел путь от инженера технической поддержки до руководителя корпоративных продаж. Опыт работы в компаниях «Энфорта», ABBYY и других.
  • Спикер многочисленных конференций и обучающих семинаров по импортозамещению и унифицированным коммуникациям, автор статей для отраслевых СМИ.
  • Компетенции:
    — построение и управление федеральными каналами продаж «с нуля»;
    — высокая осведомленность о связанном с профильной деятельностью законодательстве;
    — реализация крупных внедрений федерального масштаба во взаимодействии с интеграторами.

На практике хорошо зарекомендовали себя решения, в которых реализован комплексный подход. Нельзя обеспечить пользователям CommuniGatePro частичную безопасность, например, защитить их от перебора паролей, игнорируя фишинг. Либо шифровать исключительно файлы, не обращая внимания на сообщения. Или допускать, например, авторизацию только через службу каталогов, забыв о втором факторе. Чем больше инструментов предлагает платформа из коробки, тем надежнее защита данных. Пользователям нужна всеобъемлющая защита на уровне файлов, папок, целостности всей системы, шифрования запросов, передачи данных — сообщений всей инфраструктуры коммуникаций. Ключевой подход в данном случае — не упустить из виду ни один возможный рубеж безопасности.

CNews: Какова динамика запросов на облачные услуги на российском рынке?

Антон Тен: В первом квартале текущего года с уходом иностранных компаний на порядки вырос спрос на облачные инсталляции наших продуктов. Мы к этому были готовы: ряд партнеров — облачных провайдеров — разместили у себя инсталляцию CommuniGate Pro и предлагают через платформу доступ к коммуникациям как сервис. Другой предпосылкой интереса к облачным услугам стал существующий уже больше года на мировом рынке дефицит серверных мощностей, «железа». Компании вынуждены переносить нагруженные вычисления в облака. Эта тенденция только усиливается.

«Адаптироваться к растущему спросу»

CNews: Определяющими факторами развития отечественного рынка на ближайшую перспективу эксперты называют замещение импортных решений и курс на технологическую независимость. Как адаптируется ваша компания к этим тенденциям?

Антон Тен: Последние два-три года процесс замещения импортных решений носил лавинообразной характер. Заказчики и пользователи зарубежных платформ все больше понимают, что эти решения не вызывают доверия. Дело не только в возможном применении иностранными производителями инструментов, нарушающих ИТ-контур безопасности нашей страны, но и в прекращении поставки обновлений, доступа к техподдержке, очередным версиям продуктов. Не меньшую опасность представляет собой удаленное отключение устройств, на которых установлены эти программные продукты, — это попытка оставить нас без собственной информационной инфраструктуры. Поэтому с началом известных февральских событий лавинообразный процесс импортозамещения приобрел космические масштабы.

В России последние два-три года процесс замещения импортных решений носил лавинообразной характер

В условиях перехода на российские решения выигрывают компании, которые разрабатывали свои продукты еще до того, как замещение импортных технологий стало массовым. Такие компании прошли долгий путь развития, выдержали конкуренцию с зарубежными поставщиками. Как показывает практика, достойные продукты в России есть, они известны отечественным заказчикам.

CNews: С какими трудностями сталкивается компания при осуществлении своей деятельности сегодня?

Антон Тен: Болезнь роста на фоне увеличившегося спроса доставляет определенные сложности, но их приятно преодолевать. Куда более серьезные трудности связаны с сертификацией стека решений. Эта и без того продолжительная процедура в последнее время удлинилась. Все большее количество участников рынка пытаются получить аккредитацию как ИТ-компания, сертифицировать решения для использования на объектах критической информационной инфраструктуры. Соответственно, нагрузка на регулирующие органы возрастает, они не справляются, очередь увеличивается.

Дают о себе знать трудности, вызванные нехваткой разработчиков в разных сегментах, особенно мобильных платформ. Кадровый голод, существовавший на ИТ-рынке уже несколько лет, сохраняется.

CNews: На какие преимущества рассчитываете в новых условиях?

Антон Тен: На все те преимущества, которые положены российским производителям программных продуктов. Прежде всего налоговые послабления, льготные кредиты, преференции для специалистов, работающих в аккредитованных российских ИТ-компаниях.

«Требования к оборудованию на порядок ниже»

CNews: Что служит предпосылками для миграции предприятия, организации на новую коммуникационную платформу, если судить по опыту вашей компании?

Антон Тен: CommuniGate Systems на рынке с 1991 года. Накоплен большой опыт успешной миграции инфраструктуры заказчиков на новую коммуникационную платформу еще до того, как это стало мейнстримом. Предпосылки к миграции могут быть разными. Ранее это были преимущественно требования регуляторов. Еще раньше, до появления реестра отечественного ПО в 2016 году, компании принимали решение о переходе на CommuniGate Pro по соображениям финансовой эффективности. Несмотря на широкую функциональность платформы (для пользователей, системных администраторов, офицеров службы информационной безопасности), инвестиции в лицензии CommuniGate Pro заметно ниже расходов на зарубежные решения. Замечу также, что на российском рынке полноценных аналогов платформы не существует.

На платформе CommuniGate Pro реализованы инструменты для интеграции с CRM-системами, биллингом, текущей ИТ-инфраструктурой, что упрощает интеграционный процесс в рамках решения

Сейчас наши заказчики мигрируют на CommuniGatePro, как правило, с зарубежных платформ, а также решений на базе свободного ПО. Последние, кстати, несмотря на, казалось бы, нулевые затраты на лицензии, требовательны к аппаратным и человеческим ресурсам, необходимым для техподдержки, обновления и доработки решений по желанию пользователей. В портфеле нашей компании есть проект миграции на CommuniGatePro с решения на базе СПО. В результате заказчик получил экономическую выгоду благодаря снижению расходов именно на человеческие ресурсы, даже несмотря на то, что платформа — проприетарный платный продукт.

CNews: За счет чего такое возможно?

Антон Тен: Наши требования к оборудованию на порядок, а зачастую даже на несколько порядков ниже по сравнению с условиями конкурентов. При этом платформа работает на любой операционной системе, в том числе бесплатной. Не требуется стороннее программное обеспечение. Для заказчика очевидна финансовая эффективность от внедрения платформы.

CNews: Какие сценарии перехода вы предлагаете?

Антон Тен: Сценариев перехода довольно много. Основные задачи в процессе миграции — правильно проведенный аудит, четкий сценарий перехода и системная работа с конечными пользователями. Что касается непосредственно перехода, то миграции подлежат в первую очередь почтовые и календарные архивы. Перенос истории мессенджера, как инструмента оперативной связи, не имеет особого смысла. Но при желании сделать это просто посредством копирования. Сложнее обеспечить миграцию почтовых и календарных архивов. Для этого мы предлагаем несколько инструментов и методик.

CommuniGate Pro — монолитное программное приложение, заложенная в платформу функциональность реализована в программном ядре

Самый простой вариант — миграция по стандартным протоколам при условии, что система их поддерживает. Если мы имеем дело с решением от Microsoft, например MicrosoftExchange, в котором используется проприетарные технологии, применяются утилиты, автоматизирующие и ускоряющие процедуру. При этом мигрирует все в том виде, в каком хранилось на зарубежной платформе.

Еще один сценарий предусматривает применение инструментов для одновременной работы двух систем — старой и новой. Процесс миграции занимает какое-то время, поэтому две платформы, то есть CommuniGate Pro и прежняя, должны работать вместе. При этом пользователи не замечают, что часть сотрудников пользуются одной системой, а часть — другой. Наиболее сложная задача здесь — обеспечить видимость календарей друг друга из различных систем. Нам удалось ее решить, в том числе для проектов с такими закрытыми платформами, как Microsoft Exchange.

CNews: Какие факторы следует учитывать при внедрении современной платформы коммуникаций?

Антон Тен: Прежде всего, объем внедрения, то есть количество пользователей, функциональность, которая потребуется различным сотрудникам. CommuniGate Pro — монолитное программное приложение, заложенная в платформу функциональность реализована в программном ядре. Соответственно, лицензией можно определять доступ пользователей к нужному набору функций (ограниченному или расширенному), что регулируется в рамках одной инсталляции платформы. Нужно учитывать также необходимость построения отказоустойчивой инсталляции, то есть внедрения динамического кластера, исходя, например, из территориально распределенной инфраструктуры заказчика.

Мнение о программном либо аппаратном решении следует формировать на основе собственных впечатлений. Помогут в этом тестирование либо полноценный пилотный проект

В ряде случаев платформа ставится в централизованном дата-центре, к которому филиалы имеют доступ через выделенные каналы связи. В последнее время организации все чаще отдают предпочтение распределенной установке, что обеспечивает отказоустойчивость на случай выхода, например, основного дата-центра из строя. Кроме того, в такой ситуации территориальные подразделения самостоятельны в плане обслуживания инфраструктуры, принятия соответствующих решений.

Также необходимо учитывать оснащение рабочих мест пользователей клиентскими приложениями и оборудованием. Наша платформа поддерживает все клиентские приложения, в том числе проприетарные, с помощью специальных коннекторов. Для голосовой связи подойдет любой телефонный аппарат, поддерживающий SIP. На этапе аудита следует погрузиться в детали, чтобы выяснить, с какой клиентской инфраструктурой платформе придется иметь дело.

«Решения, требующие использования мини-ЦОД, утрачивают прежнюю привлекательность»

CNews: Какую роль в реализации проекта вы отводите поставщику решения?

Антон Тен: Поставщик решения играет важную роль в проектах внедрения не только коммуникационной, но и любой ИТ-платформы и ИТ-системы. Поэтому он должен обладать экспертизой в области инсталляции и интеграции решения в инфраструктуру заказчика. Чтобы внедрение прошло без сбоев и задержки, поставщик должен уметь осуществлять миграцию, ориентироваться в клиентском окружении, понимать методики работы с пользователями. Предварительно следует изучить текущую ИТ-инфраструктуру заказчика, составить план внедрения либо перехода на другое решение. Поставщик должен рассказать о возможностях обучения сотрудников заказчика работе с внедряемой платформой. В сферу его компетенции входят также оценка финансовой эффективности проекта, расчет совокупной стоимости владения на несколько лет вперед.

CNews: На основе каких маркеров оценивается эффективность таких проектов?

Антон Тен: Среди маркеров отмечу прямую финансовую эффективность через повышение эффективности управления, например, персоналом, ускорение коммуникации благодаря удобству платформы. Еще один критерий оценки — эффективность использования оборудования (серверного и клиентского), имеющегося либо приобретаемого для инсталляции. В текущей ситуации решения, требующие использования мини-ЦОД, утрачивают прежнюю привлекательность и проигрывают ИТ-продуктам, код которых оптимизирован. Важнейшим маркером остается удовлетворенность конечных пользователей при работе с платформой. Поэтому на этапе проектирования необходимо собирать их пожелания к системе, а затем либо дорабатывать решение с учетом заявленных ожиданий, либо объяснять и показывать пользователям заложенную функциональность, к которой, возможно, нужно адаптироваться.

CNews: Какие ошибки допускают заказчики при выборе отечественных решений для коммуникаций?

Антон Тен: Главной ошибкой заказчиков, которые уже использовали зарубежные решения для коммуникации, я бы назвал ожидания того, что российская платформа будет полностью повторять и функциональность (что нормально), и все иные аспекты, вплоть до внешнего вида привычного им инструмента. Зрелые российские решения (причем не только в сфере коммуникаций) развивались независимо от зарубежных как клоны импортных программных продуктов. По этой причине они не могут выглядеть точно так же.

Платформа CommuniGate Pro поддерживает огромное количество инструментов для защиты данных и коммуникаций пользователей — начиная с защиты от перебора паролей или фишинга, заканчивая множеством алгоритмов шифрования

К сожалению, не всегда заказчики оценивают требования к сопутствующей инфраструктуре коммуникационной платформы — какое дополнительное программное обеспечение, аппаратные либо виртуальные ресурсы потребуются для работы, какие инструменты для перехода есть в наличии и т. д. Некоторые заказчики ориентируются в большей мере на маркетинговые материалы, чем на реальный и успешный опыт внедрения платформы и отзывы тех, кто такими решениями пользуется не первый год.

Также заказчики иногда выбирают решение без надлежащих проверок его поставщика. Это зачастую происходит из-за нехватки времени на переход в связи с последними действиями иностранных вендоров.

CNews: Какие рекомендации вы даете своим клиентам?

Антон Тен: При выборе решения нужно ориентироваться на его известность на рынке. О зрелых, надежных, испытанных продуктах как минимум знают специалисты. Мнение о программном либо аппаратном решении следует формировать на основе собственных впечатлений. Помогут в этом тестирование либо полноценный пилотный проект. Во всяком случае, можно будет выяснить, подходит ли конкретное решение для задач организации, вписывается ли в ее инфраструктуру, насколько полноценно работает с другими информационными системами, как платформу воспримут конечные пользователи и насколько эффективно ее использование.

Другая рекомендация — оценивать эффективность на основе совокупности всех факторов, перечисленных выше. Стоит принимать во внимание также зрелость решения и перспективы его развития производителем. Еще один фактор — количество партнеров, реселлеров, интеграторов, которые могут решение продать, поставить, подготовить полноценный проект, провести внедрение, а при необходимости и интеграцию, миграцию, обучить пользователей, специалистов заказчика работе с этим решением. Наличие сообщества вокруг решения дает гарантию, что заказчик не останется один на один с новым для него программным продуктом. В этом же ряду — сложившаяся общая экосистема, дающая представление о том, есть ли клиентские приложения к решению, разработки сторонних вендоров, обеспечивают ли поставщики операционной системы либо аппаратных платформ совместимость с этим решением. Не получится ли так, что выбравший коммуникационную платформу заказчик будет ограничен в подборе сопутствующих инструментов. Решение должно быть универсальным, потому что коммуникации пронизывают всю организацию и ее контрагентов.

«Количество запросов выросло в несколько раз»

CNews: Насколько востребована сегодня на российском рынке расширенная функциональность CommuniGate Pro, когда, например, на базе платформы оборудуется контакт-центр? Какие преимущества получает заказчик?

Антон Тен: Расширенная функциональность была востребована всегда. Но в последнее время в связи известными событиями количество таких запросов выросло в несколько раз, в том числе потому, что известные иностранные игроки на этом рынке объявили о приостановке текущих инсталляций и новых продаж в России. Опыт использования полномасштабной платформы CommuniGatePro довольно большой. Достаточно вспомнить крупный проект с одним из наших заказчиков. Несколько сотен тысяч клиентов этой организации используют платформу в качестве VoIP-ядра. Преимущества очевидны: заказчик получает в рамках единой платформы необходимые коммуникационные сервисы, контакт-центр — часть единого программного ядра платформы, а не отдельный плагин. Его доступность регулируется исключительно лицензионно.

ИТ-решение должно быть универсальным, потому что коммуникации пронизывают всю организацию и ее контрагентов

Следует учитывать, что в организации может быть тысяча сотрудников, из них сотрудников контакт-центра — примерно 50. Наша лицензия в нужной пропорции позволяет обеспечить необходимую функциональность каждому пользователю. Решение администрируется одним специалистом, управляется из единого интерфейса, обеспечивает удобство пользователям. Не нужно открывать несколько интерфейсов для доступа к сервисам, корпоративной почте, работе с файлами, чатами, телефонией и видеовызовами — все работает в одном.

На платформе реализованы инструменты для интеграции с CRM-системами, биллингом, текущей ИТ-инфраструктурой, что упрощает интеграционный процесс в рамках решения. В контакт-центре предусмотрены роли оператора, супервизора, администратора.

CNews: В каких случаях стоит отдавать предпочтение подобным решениям?

Антон Тен: На самом деле, во всех случаях, поскольку так называемый «зоопарк» программных решений в ИТ-инфраструктуре — головная боль для заказчика. Наше решений позволяет избежать сопутствующих проблем.

«Предугадывать действия пользователя»

CNews: В каком направлении компания CommuniGate Systems развивает свои продукты и решения?

Антон Тен: Все эти годы продукт развивался в направлении расширения функциональности и повышения уровня безопасности коммуникаций. Сейчас мы расширяем экосистему, разрабатываем клиентские продукты (десктопные, мобильные). Дополнительный вектор — все более глубокая интеграция со сторонними решениями, такими как офисные пакеты, DLP-инструменты, решения для видеоконференцсвязи, клиентскими приложениями и оборудованием. В планах — создание совместно со сторонними производителями ПО, например, операционных систем, продуктовых пакетов, расширение возможностей шифрования файлов, сообщений, папок.

Через три-пять лет будут реализованы модели использования в коммуникациях инструментов дополненной реальности

Одна из важнейших задач — развитие мобильных клиентов. Наряду с существующей функциональностью, аналогичной мессенджерам (чаты, звонки, работа с контактами и с файлами) в них появятся опции электронной почты, календарей. По всей видимости, эти приложения трансформируются в так называемые суперапы, когда при помощи одного инструмента пользователь получит доступ к большому количеству сервисов.

Сегодня нашей платформе не хватает видеоконференцсвязи. Эта задача успешно решается с помощью интеграции со сторонними ВКС-системами (российскими и зарубежными). Не исключаю, что в дальнейшем примем решение о создании собственной видеоконференц-системы или более глубокой интеграции, когда стороннее решение станет частью нашей платформы, единого программного ядра.

CNews:Что будут представлять собой продвинутые инструменты для коммуникаций через три-пять лет? Какие недоступные сегодня возможности взаимодействия сотрудников вы хотели бы реализовать в решениях вашей компании?

Антон Тен: Тренды развития коммуникаций схожи с общими тенденциями развития ИТ-технологий. Выделю, пожалуй, внедрение искусственного интеллекта для анализа в контакт-центре настроения заказчика, контрагента, партнера, широкое распространение чат-ботов, в том числе с использованием нейронных сетей. Это позволит предугадывать действия пользователя на основе содержимого его электронной почты по определенным темам либо ключевым словам, вложениям. Возможно, через три-пять лет будут реализованы модели использования в коммуникациях инструментов дополненной реальности.

Интервью обзора

Рейтинги

Самые эффективные компании 2021
Название компании Выработка на человека в 2021 г., тыс.руб.
1 OCS Distribution 124 400
2 Марвел-Дистрибуция 108 090
3 Унитех 93 404
Подробнее

Рейтинги

Российские регионы в CNews100 2022.
№ 2021 Регион Доля в региональной выручке рейтинга 2021, %
1 Санкт-Петербург 79,2%
2 Екатеринбург 9,1%
3 Казань 6,6%
Подробнее

Рейтинги

Участники рейтингов CNews100 в 2001, 2011 и 2021 гг.
№ 2021 № 2001 Название компании
1 10 OCS Distribution
2 6 Марвел-Дистрибуция
3 67 Softline
Подробнее

Рейтинги

CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2021
№ 2021 Название компании Совокупная выручка компании в 2021 г., c НДС, ₽тыс.
1 OCS Distribution 261 239 804
2 Марвел-Дистрибуция 210 776 072
3 Softline 166 254 716
Подробнее